ремонт электрооборудования  
назад ::далее
   

Ремонт электрооборудования напряжением до 1000В

3.1 Организация ремонта электрооборудования напряжением до 1000В

3.1.1 Пакетные выключатели и переключатели, тумблеры, кнопки
3.1.1.1 Пакетные выключатели и переключатели, тумблеры, кнопки с вагона снять, доставить в отделение по ремонту, очистить снаружи от пыли и грязи и осмотреть.
3.1.1.2 При их ремонте должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:

  1. дефектация;
  2. замена поврежденных электроизоляционных элементов;
  3. замена поврежденных элементов крепежа;
  4. ремонт или замена неисправного механизма переключения;
  5. замена элементов с поврежденными контактами;
  6. испытание.

3.1.1.3 Пакетные выключатели, переключатели, кнопки ремонтировать с разборкой при наличии следующих дефектов:

  1. механических повреждений;
  2. нечеткой фиксации положений, заеданий, проскальзываний;
  3. неправильной коммутации нагрузки.

Переключатели, имеющие  более  30%  поврежденных  шайб,  заменить новыми.
3.1.1.4 Шайбы разобранных выключателей и переключателей чистить от пыли и грязи безворсными салфетками, смоченными в авиационном бензине, и осмотреть. Подлежат замене шайбы при наличии:

  1. механических повреждений;
  2. выгораний;
  3. контактов, изношенных более чем на 20%;
  4. контактов и выводов со следами эрозии или перегрева.
    Исправные контакты протереть спиртом.

Контакты, имеющие поверхностные загрязнения, износ, наличие брызг металла или следов окисления, очистить от грязи и копоти безворсными салфетками, смоченными в авиационном бензине. Контактную поверхность зачистить надфилем.
3.1.1.5 Деформированные стяжные шпильки  выправить, при наличии повреждений резьбы - заменить.
Поврежденную резьбу выводов разрешается перенарезать один раз на следующий размер, при дальнейшем повреждении резьбы вывод заменить.
3.1.1.6 Поврежденные фиксаторы переключателей отремонтировать, при невозможности  ремонта — заменить. Поврежденные пружины кнопок отремонтировать, при невозможности ремонта - заменить.
3.1.1.7 Поврежденные или изношенные рукоятки переключателей заменить новыми, изготовленными из твердого изоляционного материала (текстолит, гетинакс, карболит и др.).
3.1.1.8 Изоляционную гильзу протереть авиационным бензином и осмотреть, при наличии повреждений - заменить.
3.1.1.9 Тумблеры, не обеспечивающие правильную коммутацию нагрузок, четкость фиксации в рабочих положениях, а также имеющие механические повреждения (трещины корпуса, нарушенную резьбу крепления, поврежденные контакты и др.) заменить новыми.
3.1.1.10 Отремонтированные выключатели, переключатели, тумблеры, кнопки перед испытанием проверить:
а)  внешним осмотром на отсутствие повреждений и правильность выбора используемых при ремонте материалов;
б) соответствие схемы коммутации диаграмме переключений;
в)  величину сопротивления изоляции мегаомметром на 500В, которая должна соответствовать нормам, указанным в Приложении В;
г)  электрическую прочность изоляции переменным током частотой
50Гц напряжением, указанным в Приложении Г;
д) работу фиксатора многократным от 10 до 15 раз переключением без нагрузки, при этом в процессе переключений не допускается   остановка рукоятки в промежуточном положении и проскальзывание    ее через фиксированные положения;
е)  коммутационную способность включением и отключением 2-3 раза под номинальным током нагрузки.
Аппараты, ремонтируемые без разборки, испытывать по п.п. а), д), е); новые аппараты и аппараты, ремонтируемые с разборкой, испытывать по всем пунктам.
3.1.1.11 При ремонте переключателей руководствоваться ТУ-094 ПКБ ЦВ «Технические указания на ремонт пакетных электрических переключателей пассажирских вагонов».
3.1.1.12 Разрешается замена импортных и старотипных отечественных пакетных выключателей  и  переключателей, тумблеров и  кнопок  на новые отечественные с соответствующими параметрами по «Техническим условиям на замену на отечественные аналоги. Переключатели и выключатели импортного производства» 032 ПКБ ЦЛ - 04 УК.
3.1.2 Автоматические выключатели
3.1.2.1 Автоматические выключатели с вагона снять и доставить в
отделение по ремонту, обдуть от пыли сухим сжатым воздухом и протереть от грязи.
3.1.2.2 При ремонте выключателей должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:

  1. снятие кожухов и ремонт или замена поврежденных;
  2. дефектация выключателей;
  3. зачистка контактов и выводов со следами эрозии;
  4. замена крепежа с поврежденной резьбой или нарушенным покры

      тием;

  1. смазка шарнирных соединении;
  2. очистка дугогасительных камер;
  3. регулировка и испытание.

Ремонт автоматических выключателей производить по результатам дефектации в соответствии с Руководством № 034 ПКБ ЦЛ - 04 РД «Аппараты токовой защиты пассажирских вагонов. Руководство по ремонту».
3.1.2.3 У отремонтированных и новых выключателей проверить:

  1. внешним осмотром отсутствие механических повреждений;
  2. работу механизма при ручном включении и выключении;
  3. время срабатывания теплового расщепителя;

- амперсекундную характеристику электромагнитного расцепителя на соответствие паспортным данным с использованием стенда контроля автоматических выключателей электрических цепей (СКАВ) разработки ПКБ ЦЛ .
3.1.2.4    Выключатели с поврежденным механизмом, дугогасительной камерой или корпусом, с неустранимой эрозией контактов, а    также выключатели, не выдержавшие испытаний, заменить новыми.
Разрешается замена импортных и старотипных отечественных автоматических выключателей на новые отечественные в соответствии  ТУ32ЦЛ0012-94 ПКБ ЦЛ.
Технические характеристики автоматических выключателей, устанавли­ваемых на пассажирских вагонах, приведены в Приложении Н.
3.1.3 Предохранители
3.1.3.1 Предохранители с вагона снять, доставить в отделение по ремонту, очистить от пыли и грязи, осмотреть.
3.1.3.2 При ремонте предохранителей должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:

  1. дефектация;
  2. замена сработавших и нетиповых плавких вставок;
  3. замена поврежденных корпусов и изоляторов;
  4. зачистка контактных соединений;
  5. замена крепежных элементов с поврежденной резьбой или нарушенным покрытием;
  6. испытание.

Плавкие вставки предохранителей генераторов и аккумуляторной бата­реи, размещенных в подвагонных ящиках, заменять новыми независимо от состояния. Ремонт предохранителей производить по результатам дефектации в соответствии с Руководством № 034 ПКБ ЦЛ-89 РД «Аппараты токовой защиты пассажирских вагонов. Руководство по ремонту».
3.1.3.3 Для плавких вставок с проволочной конструкцией плавящегося элемента, устанавливаемого в импортные предохранители с рабочим напря­жением до  380В  включительно,  разрешается  использовать  калиброванную проволоку в соответствии с Приложением П.
3.1.3.4 Поврежденные корпуса предохранителей, изоляторы, имеющие отколы или потемнение глазури, заменить.
3.1.3.5 Все контактные соединения и зажимы предохранителей зачистить, неисправные или поврежденные заменить, проверить прилегание зажимов и плотность контактных соединений.
Контактные болты, шпильки, гайки расходить, отсутствующие пополнить, поврежденное антикоррозийное покрытие восстановить.
3.1.3.6 Предохранители с проволочными вставками испытать на соответствие вставок плавящему току.
Плавкие вставки не должны срабатывать при протекании тока, не превышающего максимальный ток неплавления (Iнепл), в течение 1 ч и должны срабатывать при протекании тока, превышающего или равного минимальному току плавления (Iпл), в течение 1ч.
Значения отношения максимального тока неплавления и минимального тока плавления к номинальному в зависимости от типов предохранителей приведены в таблице 3.1.

                      Таблица 3.1


Номинальный ток
плавкой вставки Iном, А

Тип предохранителя

без наполнителя

с наполнителем

Iнепл/ Iном.

Iпл./Iном.

Iнепл./ Iном.

Iпл./Iном.

6 и 10

1,5

2,1

1,3

1,6

15, 20 и 25

1,4

1,75

От 35 до 350 вкл.

1,2

1,6

3.1.3.7 Для испытаний отобрать 0,5% от суточного количества отремонтированных по п.п. 3.1.3.2...3.1.3.5 предохранителей, но не менее 1шт, на каждый ток плавкой вставки.
В случае, если хотя бы один предохранитель не выдержал испытаний! указанных в п.3.1.3.6, от испытуемой партии отобрать удвоенное их число для проведения повторных испытаний. При повторном несоответствии одного изиспытуемых предохранителей требуемым параметрам вся партия бракуется.
3.1.3.8 При невозможности ремонта предохранители заменить новыми. Неисправные предохранители производства Германии и старотипные отечественные разрешается заменять новыми отечественными с аналогичными параметрами.
3.1.4  Контакторы, реле и пускатели
3.1.4.1 Контакторы, реле и пускатели с вагона снять, доставить в отделение по ремонту, очистить от пыли и грязи, отремонтировать,  при невозможности ремонта – заменить.
3.1.4.2 При ремонте контакторов, реле и пускателей должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:
а)  снятие дугогасительных камер;
б) дефектация;
в) ремонт или замена неисправных катушек;
г)  ремонт или замена поврежденных дугогасительных камер;
д) ремонт или замена поврежденных контактов;
е)  зачистка контактов со следами эрозии и подгара;
ж) ремонт подвижной системы;
з) замена крепежных элементов с поврежденной резьбой или нарушенным покрытием;
и) испытание.
Аппараты, не требующие ремонта по п.п. в), д), ж), разрешается ремонтировать на вагоне.
3.1.4.3 Дугогасительные и включающие катушки проверить на отсутствие обрыва, проверить также состояние выводных проводников, целостность жил, пайку наконечников.
Катушки, имеющие следы перегрева, выплавление наконечников выводных концов, изломы жил проводов, обрывы или замыкание витков, заменить.
Класс изоляции проводов катушки после ремонта или перемотки должен быть не ниже альбомного. После перемотки катушки пропитать лаком или компаундом соответствующей марки и просушить. Марки пропиточных лаков выбирать в соответствии с Приложением Л.
Запрещается пропитывать катушки битумно-масляными лаками (типа БТ-980, БТ-987 ГОСТ 6244-70 и др.).
У перемотанных катушек проверить величину сопротивления обмотки и отсутствие межвиткового замыкания. Величина сопротивления должна отличаться от номинальных данных катушек, указанных в Приложении С, не более, чем на ±2,5%.
3.1.4.4 Дугогасительные камеры осмотреть. Прогоревшие более чем на 50% по толщине стенки и перегородки дугогасительных камер отремонтировать с применением тех же материалов на эпоксидной смоле или заменить.
Копоть на стенках камеры и перегородках удалить стеклянной бумагой, с последующей протиркой технической салфеткой, смоченной в авиационном бензине.
Дугогасительная камера должна прилегать к сердечнику дугогаси-тельной катушки металлическими полюсами. Зазор между дугогасительной камерой и подвижными деталями контактора должен быть не менее 1 мм.
Дугогасительная камера должна свободно сниматься, устанавливаться на место и иметь исправные запирающие устройства.
3.1.4.5 Проверить состояние изоляционных стоек и оснований.   При наличии сквозных трещин и прогаров на глубину более 30% поврежденные детали заменить, при меньших повреждениях трещины разделать, прогары зачистить и восстановить с применением пластмассы    марки    ACT   с последующим покрытием лаком 1201.
3.1.4.6 Силовые контакты, имеющие трещины, заменить, изношенные по толщине свыше 60% заменить или наплавить с последующей обработкой.
Контакты, имеющие износ по толщине менее 60%, при необходимости зачистить, имеющие нарушение формы поверхности - обработать, нарушенное покрытие восстановить.
Наплавку поверхности контактов или восстановление покрытия производить медью Ml ГОСТ 859-2001 или припоем ПСр-45 ГОСТ 19738-74, в зависимости от материала, указанного в чертежах завода-изготовителя.
Контакты после наплавки обрабатывать с восстановлением геометрической формы, профиля и чистоты обработки контактной поверхности, предусмотренной чертежами завода-изготовителя.
3.1.4.7    Контакты цепей управления (например, вспомогательные контакты контактора, контакты реле и пр.) осмотреть, имеющие трещины, оплавления или поломанные заменить.
Медные изношенные контакты заменить. У медных контактов с серебряным покрытием произвести восстановление покрытия, изношенные контакты заменить. Серебряные контакты наплавить припоем ПСр-45, при невозможности наплавки заменить на идентичные или металлокерамические.
3.1.4.8    Контакты, имеющие следы эрозии и подгара, зачистить
шлифовальной шкуркой 1 МС.БШ-140.333.АЗ ГОСТ 6456-82.
Контакты потемневшие, со следами окисления протереть безворсными салфетками, смоченными в спирте или авиационном бензине.
3.1.4.9 Детали подвижной системы, имеющие изломы, трещины, износ роликов или осей, ремонтировать или заменять новыми.
Поврежденные изоляторы заменить.
Загрязненную поверхность магнитопровода протереть технической салфеткой, смоченной в авиационном бензине. Поверхность со следами коррозии зачистить шлифовальной шкуркой. Прижать якорь к сердечнику щупом толщиной 0,05мм, проверить площадь соприкосновения сердечника и якоря. Поверхность соприкосновения должна составлять не менее 70%.
Зазор между якорем и сердечником должен находиться в пределах от 0,2 до 0,3 мм. При наклепе поверхности соприкосновения сердечника и якоря поверхность соприкосновения шлифовать до удаления следов наклепа.
Якорь должен иметь свободное перемещение: прижатый рукой к сердечнику, он должен вслед за отпуском руки быстро возвращаться в исходное положение.
3.1.4.10 Проверить надежность крепления выводных проводов, состояние токоведущих деталей крепежа, наличие и целостность антикоррозийного покрытия. Элементы с поврежденной резьбой или нарушенным покрытием заменить.
3.1.4.11 У контакторов, пускателей и реле перед испытанием проверить:
-  крепление и профили контактов;
-   подвижность работы контактов, степень их притирания: касание
контактов должно обеспечить притирание контактных поверхностей;
-  величину растворов и провалов контактов;
-   соприкосновение силовых контактов, которое должно быть не менее чем на 80% ширины контактной поверхности.
3.1.4.12 Контакторы, реле, пускатели проверить в действии и испытать. Контакторы, имеющие дугогасительные камеры, испытывать    вместе с камерами. В процессе испытания проверить:

  1. сопротивление катушек, которое должно соответствовать данным
    Приложения Р;
  2. сопротивление изоляции катушек мегаомметром на 500В, которое
    должно соответствовать данным Приложения Г;
  3. четкость включения и отпадания при величине напряжения от 0,7 до 1,1 Uном; нечетко работающие аппараты подлежат повторному ремонту и регулировке;

   -правильность магнитного дутья (полярность дугогасящих катушек);
-электрическую прочность изоляции катушек напряжением переменного тока частотой 50Гц в соответствии с указаниями Приложения Г.
3.1.4.13  Аппараты, не выдержавшие испытаний, направить в повторный ремонт, при невозможности ремонта - заменить.
Разрешается заменять неисправные импортные и старотипные отечественные аппараты новыми отечественными.
3.1.5 Контактные термометры, тепловые реле и температурные датчики.
3.1.5.1 Все контактные термометры, температурные датчики и тепловые реле с вагона снять и доставить в отделение по их ремонту. Транспортировку и хранение ртутных контактных термометров производить в положении, исключающем их механическое повреждение.
3.1.5.2 Ртутные контактные термометры осмотреть, разбитые, име-ющие следы прилипания ртути к поверхности капилляра или ослабшие наружные контакты, заменить.
Подгоревшие наружные контакты зачистить, при необходимости напаять припоем ПСр-45 ГОСТ 19738-74.
Для устранения разрыва столбика ртути в капилляре термометр нагреть до заполнения ртутью верхней полости с последующим резким охлаждением ртутного баллона.
Разрешается замена импортных на отечественные с аналогичными параметрами по документации, утвержденной ЦЛ МПС, с 01.11.03г. - ЦЛД ОАО «РЖД».
3.1.5.3 Тепловые реле обдуть от пыли, осмотреть выводные соединения, контакты, тепловую вставку.
Токоведущие болты, шайбы, гайки, изношенные или с поврежденным антикоррозийным покрытием заменить.
Подгоревшие контакты зачистить, изношенные - напаять припоем ПСр-45 ГОСТ 19738-74, при невозможности ремонта - заменить.
Тепловые реле проверить на стенде СКАВ на соответствие тока уставки номинальным данным. Технические данные температурных  датчиков, тепловых реле приведены в Приложении С
Разрешается замена неисправных импортных и старотипных отечествен­ных тепловых реле новыми отечественными
3.1.5.4 Температурные датчики электрокалориферов и водяных баков обдуть от пыли, осмотреть. Проверить на стенде на соответствие темпера­турной уставки номинальным данным.
Разрешается замена температурных датчиков электрокалориферов и водяных баков на отечественные с аналогичными параметрами по докумен­тации, утвержденной ЦЛ МПС, с 01.11.03г. - ЦЛД ОАО «РЖД».
3.1.5.5 Датчик температуры котла вагонов с комбинированным отоплением  осмотреть, очистить от накипи, проверить исправность  резинового уплотнения крышки, отсутствие повреждений резьбы, выводов, контактов.
Изношенные контакты заменить, следы подгара зачистить. Поврежденную контактную мембрану и гетинаксовую пластину заменить.
Неисправный чувствительный патрон отремонтировать, при невозможности ремонта патрона датчик заменить новым. Допускается  производить замену неисправных импортных датчиков на отечественные типа ТР-100, ТР-200, ТАМ-103, ТРМ-ОМ5-08, ТРМ11.
Новый или отремонтированный датчик проверить на температуру срабатывания, которая должна быть 90°С или 95°С. При других значениях произвести регулировку уставки из расчета: один оборот регулировочного винта соответствует 20°С.
3.1.5.6 Датчик уровня воды в котле вагонов с комбинированным отоплением очистить от накипи, осмотреть, поврежденные уплотнения заменить.
Поплавок осмотреть, неисправный заменить новым, контакты со следами подгара зачистить, плохие контакты пропаять.
При наличии других дефектов датчик заменить новым.
Отремонтированный или новый датчик проверить на функционирование.
Технические данные жидкостных выключателей приведены  Приложении С.
3.1.5.7 Термодатчики системы контроля нагрева букс (СКНБ) усл.
№393.000 осмотреть и проверить, заменить при наличии:

  1. сработавшей тепловой вставки;
  2. потертости или трещин наружной оболочки кабеля;
  3. вмятин на корпусе или повреждении резьбы;
  4. уменьшенной длины кабеля;
  5. сопротивления изоляции менее 0,5 МОм.

У исправных термодатчиков восстановить нарушенную полуду на концах провода, подсоединяемых к выводной коробке.
Разрешается восстановление поврежденной изоляции провода термодатчика.
3.1.5.8 Температурный датчик устройства регулирования зарядного тока аккумуляторной батареи в зависимости от температуры окружающего воздуха осмотреть на отсутствие механических повреждений, соответствие технических характеристик паспортным данным.
Загрязненные и окисленные присоединительные контакты датчика протереть безворсными салфетками, смоченными в авиационном бензине.
Датчики заменить новыми при:

  1. механическом повреждении корпуса;
  2. сопротивлении изоляции, измеренном мегаомметром на 500В, между
    выводами и корпусом менее 10 МОм;

- несоответствии величины внутреннего сопротивления датчика
паспортным данным;
-  истечении срока службы.
Разрешается заменять неисправные импортные и старотипные отечес­твенные датчики новыми с аналогичными параметрами.

3.1.6 Щиты распределительные, пульты и панели управления
3.1.6.1 Перед ремонтом щиты распределительные, пульты и панели
управления с установленными на них аппаратами продуть от пыли, очистить, неисправные электрические аппараты и приборы снять.
3.1.6.2 С поступивших в отделение по ремонту щитов и панелей все электрические аппараты снять, произвести полную замену монтажных проводов с сохранением маркировки завода-изготовителя.
3.1.6.3 Щиты распределительные, пульты и панели управления осмотреть, имеющиеся повреждения устранить, при невозможности ремонта - заменить.
3.1.6.4 Панели из изоляционного материала, имеющие отколы, трещины, прожоги заменить. Следы подгаров зачистить и окрасить дугостойкой эмалью. Металлические панели, имеющие поврежденное покрытие, окрасить молотковой    эмалью ГОСТ 12034-77 или черным лаком в зависимости от покрытия, предусмотренного заводом-изготовителем.
На панели щитов, предназначенных для установки предохранителей или автоматических выключателей и не имеющих табличек или надписей с указанием номинального тока предохранителя или автоматического выключателя, такие надписи нанести.
Надпись наносить масляной краской непосредственно под аппаратом, к которому она относится. Допускается изготовление табличек, выполненных типографским способом.
3.1.6.5    У пульта управления проверить отсутствие механических повреждений, нарушение покрытия.
Вмятины выправить, поврежденные двери, боковые панели, крышки заменить. Нарушенное лакокрасочное покрытие восстановить. Разрешается устранять местные нарушения покрытий площадью до 25см2 закраской поврежденных мест красками и эмалями того же типа и цвета, что и основное покрытие. При полной или местной окраске поверхности подготовка поверхности к окраске, нанесение грунта и покрытия должны соответствовать типовой технологии для примененного лакокрасочного материала.
3.1.6.6    Ниши всех распределительных щитов и пускорегулирующем аппаратуры должны быть изолированы от горючих материалов конструкции листовой сталью марки не выше Ст.З ГОСТ 16523-97 толщиной до 1,0 мм по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм и окрашены эмалью ГФ-92ХС, серой, ГОСТ 9151-75.
3.1.6.7 Монтажные провода осмотреть, неисправные заменить, проверить правильность выполнения монтажа и его соответствие схеме электрической соединений. Провода на щите должны быть надежно закреплены и уложены.

3.1.6.8 На проводах щитов с поврежденной или отсутствующей маркировкой, маркировку восстановить. Если маркировка не предусмотрена, то следует нанести ее в соответствии с электрическими   схемами завода-изготовителя.
3.1.6.9 Наконечники проводов, имеющие оплавления или трещины,
заменить, при неудовлетворительной пайке - пропаять, при обрыве менее 5% жил - жилы проводов заправить в наконечник и пропаять.
Запрещается присоединение проводов к выводам аппаратов без наконеч­ников, если такое присоединение не предусмотрено заводом-изготовителем.
При подсоединении проводов без наконечников их концы должны быть облужены и, в зависимости от конструкции вывода, скручены в кольцо.
3.1.6.10 У отремонтированных щитов проверить надежность крепления выводов, целостность изоляторов выводных колодок. Поврежденные изоляторы заменить.
Проводку щитов испытать на электрическую прочность изоляции напряжением 2Uном+1000B переменного тока частотой 50Гц или мегаомметром на 2500В в течение 1мин.
Провода, уложенные на металлический щит, испытывать на прочность относительно щита, при этом испытание всех проводов разрешается производить одновременно.
На панелях, выполненных из изоляционного материала, плюсовые и минусовые провода собрать в две группы и испытывать на прочность одну группу относительно другой.
3.1.6.11 Щиты и панели после монтажа на них электроаппаратуры и приборов и подсоединения щитовой проводки проверить на правильность сборки и срабатывание установленной аппаратуры и приборов.   При этом плавкие предохранители и автоматы на срабатывание не проверять.
Электроаппаратура допускается к постановке на щит только после приемки приемщика вагонов.
3.1.6.12 Проверку и испытание самосрабатывающих огнетушителей типа ОСП-1 производить согласно «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» ЦЛ-ЦУ0/448.
3.1.7 Силовые выпрямители, диоды, тиристоры
3.1.7.1 Подвагонные ящики с силовыми кремниевыми выпрямителями очистить, осмотреть, при необходимости демонтировать с вагона и отремонтировать.
3.1.7.2 При ремонте силовых выпрямителей, диодов, тиристоров должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:

  1. очистка и дефектация силовых диодов;
  2. замена поврежденных диодов, резисторов и конденсаторов;
  3. ремонт или замена элементов конструкции и резиновых уплотнений;
  4. замена крепежных изделий с поврежденной резьбой или нарушенным покрытием;
  5. замена поврежденных проводов, токоведущих шин, наконечников и клеммников;
  6. испытание.

3.1.7.3 Силовые диоды и тиристоры осмотреть, проверить на отсутствие механических повреждений и пробоя, неисправные - заменить. При наличииу гибкого вывода диода или тиристора обрыва токоведущих жил более 20 % площади сечения, диод или тиристор заменить.
3.1.7.4 Охладители  силовых диодов или тиристоров осмотреть и очистить от следов грязи и коррозии,  межреберные пространства продуть сжатым воздухом. Охладители, имеющие механические повреждения резьбы и сколы ребер более 20 % площади охладителя, заменить.
3.1.7.5 Проверить надежность крепления охладителей, ослабленные крепления затянуть. Проверить степень затяжки диодов или тиристоров в охла­дителе. Прикладываемый крутящий момент при затяжке диода или тиристора штыревого исполнения должен быть в пределах от 20 до 30 Нм для диодов и тиристоров на токи от  100 до 200А и от 40 до 50 Нм – для диодов и тиристоров на токи более 200А.
3.1.7.6 Высохшие или поврежденные резиновые трубки выводов и рези­новые уплотнения охладителей диодов или тиристоров заменить.
Изоляционные панели и панель конденсаторного фильтра осмотреть, при наличии механических повреждений заменить.
3.1.7.7    Фильтр осмотреть, очистить, неисправные резисторы и конден­саторы заменить.
Неисправные монтажные провода заменить, медные шины со следами подгаров зачистить.
3.1.7.8 Исправность диодов проверять путем измерения их сопро­тивления в прямом и обратном включении.
Исправность тиристоров проверять путем измерения их сопротивления в прямом и обратном включении, а также путем измерения сопротивления по цепи "катод - управляющий электрод" и "управляющий электрод - анод". Для измерения использовать комбинированные электроизмерительные прибо­ры типа Ц4313, Ц4341 по ГОСТ 10374-82.
Неисправные диоды и тиристоры заменить исправными однотипными или другого типа с аналогичными техническими характеристиками.
3.1.7.9    У отремонтированных силовых выпрямителей проверить элект­рическое сопротивление изоляции мегаомметром на 500 В, которое должно быть не менее 1 МОм.
3.1.8 Электрокалориферы, электропечи, нагревательные элементы
3.1.8.1 Электрокалориферы и электропечи снять с вагона, доставить в отделение по ремонту, обдуть их сухим воздухом, очистить, осмотреть, при этом особое внимание обратить на состояние электронагревателей.
3.1.8.2 При ремонте  электрокалориферов и электропечей должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:

  1. снятие защитных кожухов;
  2. дефектация;
  3. замена или ремонт неисправных нагревательных элементов;
  4. замена элементов крепежа с поврежденной резьбой или нарушении антикоррозийным покрытием;
  5. очистка исправных и замена неисправных изоляционных элементов;
  6. восстановление нарушенного лакокрасочного покрытия;

- испытание.
3.1.8.3 Трубчатые нагревательные элементы осмотреть, проверить на отсутствие обрыва спирали или пробоя на корпус.
Трубчатые электронагреватели деформированные, с признаками поджога металла, имеющие пораженные коррозией стенки трубок, обрыв спирали, про­бой на корпус, а также другие неисправности, заменить новыми.
Исправные нагреватели протереть техническими салфетками, смочен­ными в авиационном бензине, осмотреть, зачистить следы коррозии. Вос­становить нарушенное антикоррозийное покрытие нагревателей, которое должно соответствовать чертежам завода - изготовителя. Разрешается приме­нение горячего цинкования или лаков или эмалей с термостойкостью не ниже 300°С, например, эмали КО-96 ТУ-6-10-997-76. У нагревателей кипятильников и технологического оборудования вагонов-ресторанов и вагонов с купе - буфе­тами покрытие должно быть из олова О1 п.ч. ГОСТ 860-75.
У отремонтированных нагревателей проверить сопротивление изоляции между одним из контактов и корпусом нагревателя мегаомметром на 500В, которое должно быть не менее 1,0 МОм.
3.1.8.4 Болты, винты, гайки с поврежденной резьбой или нарушенным антикоррозийным покрытием заменить новыми.
Перемычки с трещинами или надломами заменить, нарушенное покрытие восстановить.
3.1.8.5 Изоляторы протереть техническими салфетками, смоченными в авиационном бензине, после чего осмотреть. Изоляторы с трещинами, отколами глазури и другими механическими повреждениями   заменить новыми.
Стойки, на которые крепятся изоляторы, их винты и другие детали очистить от коррозии. Неисправные отремонтировать или заменить новыми.
3.1.8.6 Корпуса электрокалориферов и электропечей очистить от пыли, грязи и коррозии и отремонтировать. Отремонтированные корпуса и кожуха окрашивать лаками и эмалями с термостойкостью не ниже 300°С, например КО-96 ТУ 6-10-997-76.
3.1.8.7 При сборке электрокалорифера обратить особое вниманиепрочность крепления и целостность изоляторов на стойках, трубчатых нагревателей и перемычек между трубчатыми нагревателями.
Перемычки устанавливать в  соответствии с чертежами завода- изготовителя, гайки установить с контргайками и пружинными шайбами.
3.1.8.8 Отремонтированные электропечи и калориферы проверить испытать по следующей программе:
- внешним осмотром на отсутствие механических повреждений наличие всех необходимых элементов;

  1. измерение величины сопротивления на соответствие данным завода-изготовителя, указанным в Приложении У, при этом допускается погрешность ±10%;
  2. измерение величины сопротивления изоляции мегаомметром на 500В относительно корпуса на соответствие нормам Приложения В;
  3. измерение электрической прочности изоляции переменным током
    частотой 50 Гц в течение 1 мин напряжением, указанным в Приложении Г;
  4. проверка и испытание в действии на вагоне.

Все измерения производить в холодном состоянии. Электропечи  и  калориферы, не выдержавшие испытаний, подлежат повторному ремонту или замене.
3.1.8.9    Трубчатые нагревательные элементы технологического оборудования вагонов - ресторанов и вагонов с купе - буфетами ремонтировать в соответствии с требованиями п.п.3.1.8.3...3.1.8.5.
Нагреватели комбинированных кипятильников ремонтировать в соответствии с действующей ремонтной документацией.
3.1.8.10 Разрешается заменять вышедшие из строя импортные электрока­лориферы, электропечи и нагревательные элементы, а также старотипные отечественные новыми в соответствии с документацией, утвержденной ЦЛ МПС, с 01.11.03г. - ЦЛД ОАО «РЖД».
3.1.9 Металлические шкафы и ящики
3.1.9.1 Ремонт металлических шкафов и ящиков разрешается производить без снятия их с вагона. Ремонт металлических кожухов электрических аппаратов производить после снятия их с данных аппаратов.
3.1.9.2 При ремонте должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:

  1. продувка и протирка от пыли и грязи внутренних поверхностей шкафов и ящиков;
  2. зачистка наружной и внутренней поверхностей от коррозии;
  3. рихтовка крышек и стенок;
  4. ремонт замков, петель, распорок и ручек;
  5. ремонт уплотнений;

- ремонт устройств отвода конденсата, теплоизоляции и клемм заземления;
-  окраска внутренней и наружной поверхностей, нанесение предупреж­дающих знаков.
3.1.9.3 Все смотровые и монтажные крышки шкафов, ящиков и клеммных коробок снять. Внутреннюю поверхность обдуть от пыли сухим сжатым воздухом, осмотреть места их крепления к кузову вагона на отсутствие трещин и отколов, произвести затяжку резьбовых соединений крепления.
3.1.9.4 Места прогибов и вмятин отрихтовать. Стенки и крышки ящиков и шкафов в местах трещин и разрывов править с последующей зачисткой. Трещины заварить проволокой С8-08Г2С ГОСТ 2246-70 диаметром 3-4 мм в пламени ацетиленовой горелки. Сварной шов очистить от окалины, протереть и покрыть эмалью ПФ-115 «Кронос» ТУ2312-007-20504464-99. Просушить на воздухе не менее   4-х часов.
3.1.9.5 Поверхность, имеющую коррозию, очистить  до  удаления ее
следов. Протереть ветошью, смоченной в бензине. После этого на зачищенные места нанести кистью слой эмали ПФ-115 «Кронос» ТУ2312-007-20504464-991 просушить на воздухе не менее 4-х часов.
3.1.9.6    При повреждении резиновых уплотнений уплотнение ремонти­ровать, при  невозможности ремонта заменить новыми,  изготовленными из материала, указанного заводом - изготовителем.
Отремонтированные уплотнения шкафов и ящиков должны обеспечивать надежную защиту установленных в них аппаратов от воздействия атмосферных осадков и пыли. Изношенное или поврежденное уплотнение крышки ящика заменить новым. Уплотнение проверить протаскиванием киперной ленты шириной от 30 до 40 мм. Лента не должна вытаскиваться усилием 2 Н.
3.1.9.7    Оторванные и поврежденные  замки,  петли,  распорки,  ручки отремонтировать, при невозможности ремонта - заменить новыми с установкой их на шкафы и ящики согласно чертежам завода - изготовителя.
Элементы крепления крышек, резьбовые соединения и петли смазать маслом.
Элементы крепления должны обеспечивать свободное открытие и закры­тие смотровых и монтажных крышек шкафов, ящиков и клеммных коробок. Замки должны обеспечивать свободное отпирание и запирание крышек.
3.1.9.8 Сливные пробки и отверстия очистить от коррозии и грязи, при необходимости отремонтировать. Техническое состояние данных элементов должно обеспечивать надежный отвод конденсата из ящика наружу.
3.1.9.9 Клеммы заземления шкафов и ящиков очистить от пыли и коррозии, заземляющие перемычки между крышкой и корпусом ящика, а также корпусом ящика и корпусом вагона не должны    иметь следов коррозии, обрыва жил и поврежденных проводников. Сопротивление заземляющей проводки не нормируется. При замене заземляющей проводки (перемычек) на новые их сечение и длина должны соответствовать данным завода - изготовителя.
3.1.9.10 После покраски наружной поверхности шкафов и ящиков на смотровых и монтажных крышках нанести предупреждающие   знаки   в соответствии с "Межотраслевыми   правилами   по   охране   труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»    (ПОТРМ - 016-2001РД 153-34.0-03.150-00) и чертежами завода - изготовителя.
3.1.9.11 Разрешается клеммные проходные коробки, а также крышки ящиков и шкафов, не подлежащие ремонту, заменять вновь изготовленными в соответствии с чертежами завода - изготовителя.
3.1.10 Светосигнальная и осветительная арматура
3.1.10.1 Сигнальные фонари,  потолочные и настенные светильники с вагонов снять и направить в отделение по ремонту. Розетки внутренней проводки и выключатели всех типов вскрыть. Снятую арматуру очистить от грязи и пыли, осмотреть, неисправную -  отремонтировать или заменить новой.
3.1.10.2 Настенные светильники заменить на светильники  закрытого исполнения, выполненные по утвержденным чертежам.
3.1.10.3 Допускается замена существующих на вагоне люминесцентных светильников  на  светильники  со  встроенными  электронными пускорегулирующими преобразователями по утвержденной        документации:
Л 1.0082.00.00.000 Освещение люминесцентное пассажирского вагона типа К/ки ТУ 32ЦЛ0082-99;
Л1.0083.00.00.000 Освещение люминесцентное пассажирского вагона типа Д/к ТУ32ЦЛ0085-99;
Л 1.0086.00.00.000 Освещение люминесцентное пассажирских вагонов типа 61-425, 61-821 ТУ 32ЦЛ0088-00.
3.1.10.4 При ремонте светильников должен быть выполнен следующий объем обязательных работ:
а)  дефектация;
б)  мойка, замена или ремонт стекол;
в)  замена неисправных ламп;
г)  ремонт патронов;
д)  замена поврежденных проводов;
с)   ремонт выводов;
ж)  замена крепежных элементов с поврежденной резьбой или нарушен­ным покрытием;
з)  ремонт или замена пускорегулирующей аппаратуры (ПРА);
и) ремонт корпусов и восстановление нарушенного покрытия на корпусах и отражателях;
к) испытание.
Светильники с лампами накаливания открытых вагонов, у которых имеется свободный доступ к патрону и подводящим проводам, при отсутствии дефектов по п. и) разрешается ремонтировать на вагоне.
Люминесцентные светильники, имеющие свободный доступ к проводами и  контактным соединениям, при отсутствии дефектов по п.п. д), з), и) разрешается ремонтировать на вагоне.
3.1.10.5  Стекла рассеивателей и люминесцентных светильников осмотреть, поврежденные заменить. Стекла рассеивателей промывать в пятипроцентном растворе щелочи или другого растворителя, стекла люминесцентных светильников промывать в теплой воде.
Разрешается ремонтировать стекла люминесцентных светильников из полистирола или метилакрилата, имеющие трещины длиной не более 60 мм.
3.1.10.6 Лампы светильников, светосигнальной арматуры осмотреть, негодные заменить новыми.
Разрешается производить замену импортных ламп светильников на отечественные с аналогичными параметрами.
Мощность ламп, устанавливаемых в светильники и рассеиватели, должна соответствовать требованиям завода - изготовителя.
3.1.10.7 Зажимы штифтовых и двухштырьковых патронов осмотреть, неисправные отремонтировать, при невозможности ремонта  заменить, контакты зачистить, работоспособность контактных пружин и двухштырьковых патронов проверить в рабочем состоянии.
3.1.10.8 Установочные провода в светильниках осмотреть, провода с поврежденной  или  пересохшей  изоляцией  заменить.  Крепление  проводов  в светильнике должно соответствовать типовому.
3.1.10.9 Выводные наборы осмотреть, при наличии механических повреж­дений, следов подгара или перегрева - заменить новыми. Исправные выводные наборы очистить от пыли и протереть бензином.
3.1.10.10         Крепежные  элементы  всех узлов  освещения  (выключателей, светильников, розеток и т.д.) при наличии повреждения  резьбы или нарушенном покрытии заменить.
Токоведущие винты, гайки, шайбы, изношенные или имеющие наруше­ние антикоррозийного покрытия, заменить, недостающие дополнить.
3.1.10.11 Неисправные дроссели и другие элементы пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных светильников заменить новыми.
3.1.10.12 Отражатели светильников осмотреть, промыть теплой  водой, неисправные - отремонтировать, нарушенное покрытие восстановить.
Поврежденные металлические корпуса выправить, покрытие восста­новить, при невозможности ремонта - заменить.
Поврежденные пластмассовые корпуса заменить. Разрешается ремонт с разделкой и склеиванием трещин в корпусах при длине трещин до 25 мм.
3.1.10.13         У отремонтированных и новых светильников проверить:
а) величину сопротивления изоляции при снятых лампах:
- между концами проводов, выходящими из светильника;
- между выходящими концами проводов, соединенных вместе, и заземляющим проводом (при отсутствии заземления - металлическими нетоковедущими частями),  при этом  величина сопротивления  изоляции, измеренная мегаомметром на 500В, должна быть не менее 2 МОм;
б) функционирование светильников в сборе, при этом у люминесценных светильников потребляемый ток не должен превышать номинального значения при номинальном напряжения питания.
3.1.10.14         При выходе из строя арматуры ее разрешается заменять типовой отечественной, применяемой в аналогичных узлах современных вагонов.
При замене арматуры на современную замене подлежат все аналогичные узлы данного вагона независимо от их технического состояния.
3.1.10.15         Выключатели и переключатели освещения купе обдуть от пыли, проверить на четкость срабатывания, неисправные заменить.
Контакты осмотреть и укрепить, имеющие нарушения антикоррозийного покрытия, заменить.
Выключатели освещения устанавливать в закрытых металлических коробках, окрашенных изнутри дугостойкой эмалью.
3.1.10.16 При выходе из строя специальных розеток для электробритв разрешается производить их замену на обычные розетки  с установкой на распределительном щите тумблера для включения    преобразователя  для электробритв.
3.1.10.17 При выходе  из строя  сигнальных ламп  на щитах  вагонов постройки Германии разрешается производить замену сигнальных ламп на отечественные в соответствии с ТУ32ЦЛ0012-94 ПКБ ЦЛ.
3.1.10.18 Произвести изоляцию мест установки арматуры и светильников согласно ведомственным нормам пожарной безопасности «Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности» ВНПБ-03.
3.1.10.19 Концевые, осветительные, подмашинные, аккумуляторные выводные коробки, лобовые наружные и коридорные розетки вскрыть, неисправные отремонтировать или заменить. Выводные наборы снять и отремонти­ровать в соответствии с требованиями п.3.1.10.9, при невозможности ремонта - заменить.
3.1.10.20 Сигнальные фонари установить на резиновых прокладках на лаковой подмазке ПФ-00-2. Крепление фонарей разрешается производить капроновыми винтами (болтами).
3.1.11 Межвагонные соединения и разъемные контактные соединения
3.1.11.1 Межвагонные соединения магистрали освещения снять, очис­тить, осмотреть, поломанные заменить, у исправных зачистить контакты.
Проверить надежность подсоединения кабеля к вилке межвагонного соединения, ослабшее соединение укрепить.
3.1.11.2 Кабель должен помещаться в брезентовом чехле, заделанном по концам ниточным бандажом.
Хомутик на кабеле устанавливать в положение, при котором обеспечи­вается свободное соединение межвагонных соединений, а в разъединенном положении вилки не достают до головки рельса.
3.1.11.3 Разъемные контактные соединения электронных блоков, термо­датчиков и др. очистить от пыли, вскрыть, осмотреть места пайки проводов к разъему. Поврежденную или нарушенную пайку восстановить.
Контактные соединения со следами перегрева контактов или с механичес­кими повреждениями заменить.

3.2 Монтаж и испытание на вагоне электрооборудования напряжением до 1000В

3.2.1 Подсоединение проводов, подходящих к выводам пультов, щитов, электронагревательных приборов, светильников и т.д. должно быть типовым, при этом постановка всех элементов крепления (шайб, фигурных или пру­жинных шайб и т.д.), предусмотренных конструкцией соединения, обязательна.
Все элементы соединения должны быть типовыми, не иметь следов коррозии и подгара.
 3.2.2 Все соединения проводов на выводах электрооборудования не
должны иметь повреждений изоляции, медных жил и наконечников.
3.2.3 Длина проводов, подходящих к выводам, должна исключать:

  1. излом проводов в эксплуатации вследствие их натяжения;
  2. трение проводов об элементы конструкции.

При замене проводов, подходящих к светильникам и другим элементам электрооборудования, нагревающимся в процессе эксплуатации до температуры свыше 80°С, при наличии технической возможности и при отсутствии трения проводов об элементы конструкции, длину проводов выбирать с запасом.
Запас по длине должен позволять производить двух-трех разовую обрезку участка с пересохшей изоляцией на конце провода длиной от 20 до 50 мм.
3.2.4       Регуляторы, имеющие защитные кожухи, при выпуске вагона из ремонта должны быть опломбированы. Пломбы должны иметь оттиски, утвержденные руководителем предприятия.
Транспортировку отремонтированных регуляторов с угольными столбами производить только в вертикальном положении.
3.2.5       При монтаже на вагоне термодатчиков системы контроля нагрева букс кабель, идущий от коробки СК к патрону термодатчика, зафиксировать зажимом, прикрепленным под буксовую крышку или к нижней полке рамы тележки.
3.2.6 После окончания монтажных работ проверить работу вызывной сигнализации и радиооборудования.
Работа радио проверяется от стационарного источника, при этом должны быть проверены все радиодинамики и регуляторы громкости в вагоне.
3.2.7 При монтаже под вагоном ящиков с кремниевыми выпрямителями установить все предусмотренные болты, гайки, шайбы и пружинные шайбы.
Подходящие к выпрямителям провода должны быть в брезентовом чехле.
3.2.8       При установке электропечей на вагонах с напряжением 380В проверить:

  1. отсутствие повреждений термоизоляции;
  2. правильность закрепления электропечей на вагоне;
  3. правильность подключения печей по фазам;
  4. подсоединение проводов и заземляющих перемычек к печам.

3.2.9 При монтаже люминесцентных светильников заземляющий провод должен быть надежно соединен с корпусом светильника.
3.2.10 Ремонт и испытание электромеханических узлов противоюзных устройств производить согласно «Инструкции на ремонт и испытание противоюзных устройств вагонов международного сообщения» №212 ПКБ ЦВ.
3.2.11 Испытание электрооборудования напряжением до 1000В на вагоне производить в комплексе со всем электрооборудованием вагона после окончания всех работ по монтажу электрооборудования, ремонту и испытаниям электропроводки.
3.2.12 При срабатывании плавких вставок предохранителей во время испытаний необходимо проверить электрические цепи на отсутствие короткого замыкания и на правильность подключения. При наличии любого отказа при испытаниях испытания прекратить, выявленный дефект устранить, после чего испытания начать сначала.
3.2.13 После окончания испытаний у вагонов, электрооборудование
которых безотказно проработало все время испытаний, делается запись в журнале формы ВУ-8 о пригодности к эксплуа­тации.

3.3  Деповской ремонт электрооборудования напряжением до 1000В

3.3.1       В настоящем разделе Руководства приведены особенности требований на деповской ремонт (ДР) электрооборудования напряжением до 1000В.
3.3.2 При производстве деповского ремонта необходимо соблюдать  требования руководства «Вагоны пассажирские цельнометаллические. Руководство по деповскому ремонту (ДР)» 033 ПКБ ЦЛ-04 «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) эксплуатации  электроустановок» (ПОТРМ-016-2001 РД 153-34.0-03.15 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
3.3.3 При деповском ремонте с вагона демонтировать съемные панели автоматики, угольные регуляторы, стабилизаторы всех типов.
3.3.4 Щиты, имеющие свободный доступ с двух сторон, допускается отсутствии повреждений ремонтировать на вагоне. Ремонт щитов необходимости производить согласно п.3.1.9 настоящего Руководства.
3.3.5 Неисправные контакторы, реле, магнитные пускатели снимают для осмотра, очистки, ремонта и проверки электрических параметров. Контакторы, реле и другие аппараты, осмотр и проверка технического состояния которых на месте  установки  затруднена,  с  вагона  снимают для  осмотра,  проверки и ремонта в соответствующем ремонтном отделении.
3.3.6 Хвостовые сигнальные фонари разрешается снимать с вагона в
зависимости от технического состояния.
3.3.7 В  случае,  когда ДР  электрооборудования  не  имеет отличий от капитального ремонта, указания на ремонт в настоящем разделе не приводятся, электрооборудование должно ремонтироваться в соответствии с требованиями КР-1.
3.3.8 Требования к отремонтированному электрооборудованию и объем его испытаний не имеют различий при ДР и капитальном ремонте.
3.3.9 Электрическую прочность изоляции проводов у щитов, не снимавшихся с вагона, разрешаемся проверять одновременно с проверкой электрической прочности изоляции проводов вагона.

в начало
назад ::далее
 
 
       
Hosted by uCoz