ремонт электрооборудования  
назад ::
   

Ремонт электрической проводки

5.1    Организация ремонта электрической проводки

5.1.1 В доступных местах электропроводку осмотреть и проверить состояние бандажей, крепление жгутов, изолирующих втулок в местах ввода в трубы и шланги, натяг и пайку проводов, наличие защитных бандажей на изгибах и в местах прохода через острые выступы.
5.1.2    Внутреннюю поверхность стальных бесшовных или водогазопроводных труб окрасить лаком № 177 ГОСТ 5631-79.
5.1.3       Неисправные провода вагонных сетей и неисправные установочные провода внутри светильников заменить. Замену производить в зависимости от технического состояния проводов.
Вне зависимости от технического состояния заменить провода в следующих цепях:
- провода, идущие на тележках к термодатчикам нагрева букс;
- все провода в аккумуляторном ящике.
5.1.4 Электропроводка должна выполняться в соответствии с требованиями ВНПБ-03.
5.1.5       Сечение вновь прокладываемых проводов должно соответствовать монтажным схемам завода-изготовителя вагона.
Проводку укладывать в стальных бесшовных водогазопроводных трубах ГОСТ 3262-75 или металлических желобах завода-изгото-вителя. Разрешается при укладке проводов внутри вагона, в местах перегиба малого радиуса и к потолочным светильникам проводку укладывать в металлорукавах ТУ22-1.016-231-86.

  1.  На концах металлических труб и металлоруковов должны быть установлены защитные элементы, исключающие касания проводов и кабелей об их кромки.
  2.  Радиус изгиба труб должен быть не менее 2,5 наружных диаметров этих труб; в местах изгиба допускается овальность в пределах   15% от наружного диаметра трубы.

5.1.8 Для защиты от механических повреждений незащищенных электропроводов и кабелей под вагоном, допускается применение материалов типа брезент с водоотталкивающей пропиткой, кожа и т.п.
5.1.9       Все провода, подходящие к выводам машин, аппаратов, светиль­ников и пр., должны иметь маркировку, если она предусмотрена документацией завода-изготовителя.
На проводах, не имеющих маркировки или имеющих неправильную маркировку, произвести ее восстановление по схемам электрическим соеди­нений.
5.1.10 Проводку электропневматического тормоза проверять, осматривать, ремонтировать и испытывать согласно «Инструкции по ремонту тормозного оборудования» ЦВ-ЦЛ-945.
5.1.11 Подходящие к нагревательным  приборам (электропечам, кало­риферам и т. д.) провода необходимо прокладывать в зоне наименьшего тер­мического воздействия нагревательных приборов.
5.1.12 Холодная скрутка проводов всех марок в электро- и радиоцепях и сварка многожильных проводов запрещается.

5.2 Ремонт деталей и узлов электрической проводки

5.2.1 Наконечники

  1. Наконечники осмотреть, при необходимости облудить и пропаять припоем. Наконечники, не соответствующие сечению проводов, к которым они присоединены, или имеющие изломы, оплавления, трещины, заменить.
  2.  У проводов, имеющих у наконечников более 10% поврежденных жил или неполноценную пайку, наконечники пропаять.

При повреждении до 10% жил, свободные концы поврежденных жил плотно прижать к целым жилам и пропаять.

  1.  Поврежденные у наконечников бандажи проводов восстановить. Провода с поврежденным возле наконечников наружным слоем оплетки на длине не более 15 мм разрешается ремонтировать изоляционными материалами по всему  поврежденному  участку. При больших  повреждениях  провода - заменить.
  2.  Пайку наконечников, разделку проводов под наконечники, изо­ляцию, выбор марки припоя и прочие  работы по напайке наконечников производить в соответствии с нормалью ГТКБ ЦВ МПС Н-015-69.

Размеры наконечников должны соответствовать чертежам завода -изготовителя или нормалям ПКБ ЦВ МПС Н-001-66, Н-002-62, Н-003-62, Н-007-62.
5.2.2 Трубы и металлорукава
5.2.2.1 Осмотреть концы труб и металлорукавов в местах выхода из них электропроводки, при наличии заусенцев, острых кромок или других дефектов, которые могут вызвать повреждение изоляции проводов, зачистить их с удалением металлической пыли.
На концы труб или металлорукавов поставить недостающие изоля­ционные втулки или другие оконцеватели.
Оконцеватели могут быть изготовлены из дерева, резины, капрона или другого изоляционного материала и не должны иметь острых кромок, могущих вызвать повреждение изоляции провода.
5.2.2.2 Трубы под электропроводку заменить при наличии прожогов, пробоин, замятой или поврежденной резьбы, а также вмятин глубиной более:

  1. 4 мм - для труб 1/2";
  2. 6 мм - для труб 1";
  3. 8 мм - для труб от 1 1/4" до 2".

5.2.2.3    Трубы   высоковольтной   подвагонной   магистрали   осмотреть, очистить  снаружи от грязи, при  разборке  магистрали  очистить  также и изнутри. Алюминиевые трубы размером 47х3мм заменить   новыми  при наличии прожогов, трещин, а также вмятин глубиной более:

  1. 4 мм для кабеля O 36,5 мм;
  2. 6 мм для кабеля O 34,3 мм.

Новые трубы должны иметь наружный диаметр, толщину стенок и материал, соответствующие указанным в чертежах завода-изготовите-ля или указаниях ЦЛ МПС, с 01.11.03г. - ЦЛД ОАО «РЖД».
5.2.2.4    При замене провода высоковольтной магистрали провести испытание трубопровода на плотность в соответствии с требованиями п.п.5.3.з) ВНПБ-03, для чего заглушить один конец трубопровода, а во второй подать сжатый воздух давлением не ниже 0,1МПа, измеряемым манометром ДМ 1001-0,16 МПа-1. Отсутствие  утечек воздуха   в   стыках   проверяется мыльным раствором.

  1. Трубы низковольтных магистралей очистить снаружи от грязи, при разборке магистрали очистить также и изнутри. Стальные бесшовные или водогазопроводные трубы изнутри окрасить лаком БТ-577 ГОСТ 5631-79 или БТ-982 ТУ84-826-79, оцинкованные стальные трубы изнутри не окрашивать.
  2. Металлорукава осмотреть, при наличии вмятин глубиной более 4мм, изломов, трещин, заменить.

Разрешается соединять металлорукава пайкой припоем ПОС-30 ГОСТ 21931-76.
5.2.2.7 Поврежденные защитные шланги и брезентовые сшивные чехлы на проводах к генератору  и выпрямителям заменить новыми, брезентовые чехлы окрасить.
Окраску чехлов разрешается производить акриловым лаком АК-113 ТУ6-10-1296-75 или другими лаками с эластичностью и стойкостью к атмос­ферным и температурным воздействиям не ниже АК-113.
5.2.3 Провода
5.2.3.1 Электропроводку силовых сетей, освещения, радио, сигнализации, провода к сигнальным фонарям, штепсельным лобовым розеткам, термодатчикам нагрева букс, к светильникам по коридору, тамбурам и туалету проверить внешним осмотром в доступных местах.
5.2.3.2 Качество, поливинилхлоридной и другой изоляции проводов проверить навивкой трех витков на пруток с диаметром, равным десяти диаметрам проверяемого провода. При этом изоляция не должна иметь трещин, видимых невооруженным глазом. Провода   с   поврежденной или высохшей изоляцией заменить.
Качество изоляции  проводов с резиновой изоляцией проверять путем изгиба на 180° с радиусом изгиба, равным трем диаметрам испытуемого провода. При этом изоляция не должна иметь трещин,    видимых невооруженным глазом.
Марки применяемых проводов должны соответствовать Приложению 6 ВНПБ-03 «Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности. Ведомственные нормы пожарной безопасности».
5.2.3.3 Повреждение верхней оплетки на длине менее 100 мм разрешается устранять подмоткой изоляционной ленты. При больших повреждениях провод заменить.
Для высоковольтных проводов (на напряжение свыше 1000В) местное повреждение оплетки разрешается устранять путем изолирования мест повреждения двумя слоями изоляционной ленты; в местах, подвергающихся термическому воздействию - асбестовой лентой. После изоляции место повреждения покрыть эмалью НЦ-929 ТУ6-10-1331-78 или аналогичной.

  1. Местное повреждение резиновой изоляции низковольтных про­водов (на напряжение до 1000В) разрешается устранять путем изолирования мест повреждения с последующим покрытием эмалью НЦ-929 или аналогичной.
  2.  Высоковольтные провода, имеющие местное повреждение рези­новой изоляции, заменить.
  3.  Выемку и заправку проводов в трубы производить вручную или средствами малой механизации без рывков, не допуская задира их изоляции, обрыва жил проводов и их вытягивания.

5.2.3.7    При креплении проводов скобами установить под скобы
электрокартон толщиной от 0,3 до 0,5 мм. Скобы не должны иметь заусенцев, электрокартон должен выступать по обе  стороны  скобы не  менее чем на 3 и не более чем на 5 мм.
5.2.3.8 Концы проводов, подходящие к измерительным приборам, реле, контакторам и другим электроаппаратам, должны иметь поливинилхлоридные трубки по ГОСТ 19034-82 или другие оконцеватели на длине от 20 до 30 мм.
Концы проводов, подходящие к светильникам, софитам, выключателям, штепсельным розеткам, электрокалориферам, электропечам и другим приборам освещения и обогрева, должны иметь оконцеватели из электроизоляционных трубок класса нагревостойкости не ниже «Н», например, трубок марки ТКР ТУ 16-И16.0034.004 ТУ-89. Запрещается применение поливинилхлоридных оконцевателей в арматуре освещения и обогрева.
5.2.3.9 Выводные соединения проводов осмотреть, проверить прочность их затяжки, наличие шайб, гаек и контргаек, недостающие пополнить, с нарушенным антикоррозионным покрытием или изношенные заменить. Гайки креп­ления выводных соединений, не имеющие контрящих устройств, устанавливать с пружинными шайбами.
Фигурные шайбы на выводных соединениях вагонов производства Гер­мании устанавливать выступами в сторону гайки.
В выводном соединении зазоры между наконечниками, шайбами, выво­дами, гайками не допускаются. Запрещается постановка шайб между распо­ложенными на одном выводе наконечниками.
Затяжку выводных соединений производить только торцовыми ключами.
5.2.3.10 Длина проводов, подходящих к выводам, должна исключать:

  1. излом проводов в эксплуатации вследствие их натяжения;
  2. трение проводов об элементы конструкции.

При замене проводов, подходящих к светильникам и другим элементам электрооборудования, нагревающимся в процессе работы до температуры свыше 80°С, при наличии технической возможности и при отсутствии трения проводов об элементы конструкции, длину проводов выбирать с запасом.
Запас по длине должен позволять производить двух-трех разовую обрезку участка с пересохшей изоляцией на конце провода длиной от 20 до 50 мм.
5.2.4 Подвагонная высоковольтная магистраль
5.2.4.1 Кабель подвагонной магистрали при отсутствии повреждений разрешается с вагона не демонтировать.
Проверить сопротивление изоляции кабеля магистрали мегаомметром на 2500В. При сопротивлении изоляции менее 8М0м магистраль демонтировать, кабель заменить новым.
Для замены кабеля рекомендуется применять провода марок ППСР ВМ - 4000 или ППСРМ-4000 ТУ 16-705.465-87.
Замену неисправных проводов производить до ближайшего клеммного соединения или ответвительной коробки.
Разрешается устанавливать дополнительные коробки с зажимами около светильников и низковольтных печей. При этом концы проводов с высохшей изоляцией обрезаются, заводятся на зажимы дополнительных коробок, а от них концы проводов подсоединяются к зажимам светильников и низковольтных печей.

  1.  Разделку концов нового кабеля производить по нормали ПКБ ЦВ МПС Н-015-69. Подрез жил при снятии изоляции не допускается.
  2.  У исправного старого или нового кабеля концы на длине от
    150 до 200 мм пропитать лаком БТ-99 ГОСТ 8017-74.
  3.  Детали крепления трубопровода магистрали осмотреть, очистить, поврежденные крепежные изделия и крепящие скобы заменить,  имеющие нарушенное антикоррозионное покрытие, оцинковать.

Скобы облудить возле отверстия под болт.
5.2.4.5 Опорную поверхность под трубы на вагоне очистить от старой краски   и   коррозии  и   окрасить  лаком  №   177   или  317.   Поверхность  под постановку скоб на вагоне очистить до металла. Крепление магистрали на вагоне должно производиться по чертежам завода - изготовителя или по документации, утвержденной ЦЛ МПС, с 01.11.03г. - ЦЛД ОАО «РЖД».
5.2.4.6    Новый кабель в магистраль протягивать вручную или с применением средств малой механизации.
Прокладку вести без рывков. Обрывы части жил не допускаются. В целях предотвращения повреждения кабеля рекомендуется протягивать его в трубопровод по участкам.
5.2.5 Шунты и шины заземления
5.2.5.1 Шунты и шины заземления осмотреть, проверить отсутствие
повреждений, качество пайки в наконечниках. Шунты с поврежденными проволоками жил заменить, с плохой пайкой - перепаять.
Новые шунты не должны иметь отклонений по длине и сечению от конструктивных размеров завода-изготовителя.

  1. Заземляющие шины прокладывать таким образом, чтобы они не касались токоведущих выводов. Сечения заземляющих  шин  и  перемычек должны быть не ниже предусмотренных документацией завода-изготовителя.
  2. Болты крепления заземляющих шунтов, шин и перемычек должны иметь антикоррозионное покрытие. Места под установку элементов заземления с поврежденным покрытием должны быть зачищены до металлического блеска и облужены припоем ПОС-30 ГОСТ 21931-76.

5.2.5.4 На каждую тележку устанавливаются две перемычки между кузовом вагона и рамой тележки и две перемычки между рамой тележки и буксами. Сечение перемычек должно быть не менее 12,5 мм (суммарно 25 мм2) Величина переходного сопротивления в одном заземляющем переходе должна быть не более 0,01 Ом.
Места постановки элементов заземления после присоединения к ним шунтов, перемычек и шин окрасить.

5.3 Монтаж и испытания на вагоне электрической проводки

5.3.1. Монтаж проводов к выводным наборам, электрическим машинам, аппаратам, щитам и панелям производить в кондуитах и металлорукавах по нормали ПКБ ЦВ МПС Н-016-70, с учетом способа прокладки, предусмот­ренного заводом-изготовителем.
5.3.2 При монтаже проводов запрещается:
присоединять провода к зажимам без наконечников (за исключением тех мест, где такое присоединение предусмотрено чертежами завода-изготовителя);

  1. прокладывать высоковольтные и низковольтные провода в одном жгуте;
  2. наращивать кабели и провода без использования  закрытого клеммного соединения.

При подсоединении проводов без наконечников их концы должны быть облужены и, в зависимости от конструкции соединения, скручены в кольцо или штырь.
5.3.3 Соединение проводов разрешается производить только на выводных рейках, выводах аппаратов и электрических машин, выводах щитов и панелей или в ответвительных коробках.

  1. Разрешается  соединение  проводки  освещения,  расположенной в специальных нишах и у потолочных светильников купе, производить пайкой или сваркой, если такое соединение предусмотрено   конструкцией  завода-изготовителя.
  2. Проверить правильность монтажа соединений электропроводки в соответствии со схемами электрическими соединений вагона.

5.3.6 У смонтированной на вагоне высоковольтной магистрали проверить:

  1. величину сопротивления заземления;
  2. электрическую прочность изоляции переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин. напряжением по Приложению Г.

Трубопровод магистрали, выдержавший испытания, окрасить снаружи вместе с окраской низа вагона.
5.3.7       Испытание электрической прочности изоляции
5.3.7.1    Испытание электропроводки производить в соответствии с
утвержденными Госэнергонадзором «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок».
5.3.7.2 Испытание электрической прочности изоляции проводов должно производиться после:

  1. демонтажа с вагона всего электрического оборудования;
  2. ремонта электропроводки вагона.

Испытание должно производиться до монтажа на вагон отремонтиро­ванного электрооборудования. Разрешается производить испытание после монтажа на вагон отремонтированного электрооборудования в соответствии с "Технологией испытания электрической прочности изоляции вагонных сетей" СКОНВРЗСК 12.69.
5.3.7.3 Перед производством испытаний соединить провода:
- цепей постоянного тока напряжением до 150В и люминесцентного освещения от преобразовательного агрегата - у щита управления и в местах разрыва цепей из-за съема электрооборудования в две группы; отдельно соединить все плюсовые провода и отдельно - минусовые;
- цепей переменного тока напряжением 380В и 220В - у щита управления и в местах разрыва цепей из-за съема электрооборудования по группам пофазно;
- цепей с напряжением свыше 1000В – у подвагонного высоковольтного ящика с подсоединением к цепям проводов заземления и
отсоединением заземляющих проводов от корпуса вагона.
Соединение проводов выполнить медной проволокой диаметром до 0,5 мм. Касание соединительного провода и соединяемых голых проводов к заземленным элементам конструкции вагона не допускается.
5.3.7.4 Проверить электрическую прочность изоляции проводов в соответствии с Приложением Г.
Испытания проводить между:
- всеми вагонными цепями и корпусом вагона;
- между плюсовыми и минусовыми цепями вагона с проводами на напряжение до 150В;
- между фазными проводами вагона на напряжение 380В.

Для проводов с рабочим напряжением до 100В при одноминутном значении величины сопротивления изоляции не менее 0,5 МОм, измеренном мегаомметром на 2500В, разрешается не проверять электрическую прочность изоляции.
 
в начало
назад ::
 
 
       
Hosted by uCoz