2.4.1 Вал якоря
2.4.1.1 Валы генераторов, а также все вновь изготовленные валы электрических машин проверить в доступных местах на отсутствие трещин магнитной дефектоскопией.
2.4.1.2 Вал выпрессовать и заменить новым, если он имеет трещины, не устранимые проточкой с последующим восстановлением до ремонтного размера, или если его размеры не могут быть восстановлены в соответствии с нормами допусков, указанными в Приложении Ж.
Заварка трещин на валах запрещается.
2.4.1.3 Резьбу вала под гайку или болт в торцовой части проверить резьбовым калибром 8-ой степени точности. Изношенную резьбу разрешается перенарезать один раз на следующий стандартный размер по отношению к альбомному конструктивному размеру.
При износе перенарезанной резьбы изношенную резьбу срезать, поверхность наплавить с последующей проточкой или рассверловкой и нарезать резьбу по альбомному конструктивному размеру.
2.4.1.4Поверхность конуса вала проверить калибром по краске. Площадь прилегания конуса вала к калибру должна быть не менее 65% с равномерным распределением краски по поверхности.
Разрешается зашлифовывать без восстановления задиры, забоины, вмятины на посадочной поверхности, если их площадь не превышает 15% от общей площади посадочной поверхности при глубине не более 0,5 мм.
В случае больших повреждений или при выработке отдельных мест произвести проточку поверхности, если ее размеры не выйдут за пределы норм допусков. В случае невозможности проточки произвести восстановление посадочной поверхности наплавкой или электролитическим осталиванием с последующей механической обработкой.
2.4.1.5 Разрешается восстанавливать изношенные посадочные поверхности вала вибродуговой наплавкой под слоем флюса, в струе защитного газа или порошковой проволокой без последующей нормализации, а также газотермическим напылением согласно ТИ ВНИИЖТ 0502/7-01. При этом принимать необходимые меры для недопущения перегрева изоляции якорной обмотки.
2.4.1.6 Перед наплавкой поверхность вала очистить от грязи, ржавчины и обезжирить. Особенно тщательно удалить масло из смазочных отверстий и каналов
При наличии на поверхности вала вмятин, забоин, задиров глубиной более 2 мм, изгибов более 3 мм проточить его до удаления дефектов.
2.4.1.7 Наплавку валов начинать с торца. Первый виток наплавлять без подачи суппорта, при этом подогрев вала перед наплавкой способами, указанными в п.2.4.1.5, разрешается не производить. Наплавку рекомендуется производить с приставным кольцом из малоуглеродистой стали шириной 15-25 мм, прикрепленным к торцу вала. При наплавке поверхностей вала, удаленных от торца более чем на 50 мм, произвести предварительный подогрев вала в начале наплавки до температуры 300 - 350 °С.
2.4.1.8 Перед наплавкой отверстия на наплавляемом участке закрыть пробками из малоуглеродистой стали, а в шпоночные канавки уложить теплоизоляционные прокладки и временные шпонки. Пробки и временные шпонки
должны выступать над поверхностью вала на 1 - 2 мм. Постановка медных и графитовых пробок не допускается.
При наличии переходных радиусов и галтелей наплавку вала производить в направлении к галтели, начиная на меньшем диаметре участка вала и вести к большему; затем наплавить галтель и наложить 2-3 витка на участке большего диаметра. Последний виток, как и первый, наплавлять при выключенном суппорте.
Запрещается начинать и заканчивать наплавку на галтели, а также вести наплавку от большего диаметра к меньшему. При наплавке в несколько слоев предыдущий слой тщательно зачистить до чистого металла.
2.4.1.9 В случае перерыва наплавки и остывания вала перед возобновлением наплавки необходимо:
- зачистить металлической щеткой последние два-три витка;
- подогреть место начала наплавки до 300 – 3500С;
-продолжить наплавку, перекрыв один - два витка прежней наплавки.
2.4.1.10 Посадочные места под внутренние кольца подшипников с износом, выходящим за пределы норм ремонтных допусков, восстанавливать газопорошковым напылением, наплавкой, электролитическим осталиванием или эластомером ГЭН-150 (В).
В случае овальности, конусности, биения, превышающих половину допуска на изготовление, или задиров посадочных мест, превышающих по площади 4%, произвести проточку поверхности, не выходя за пределы ремонтных допусков. При невозможности такой проточки произвести восстановление посадочной поверхности.
Разрешается устранять зашлифовкой задиры, тупые забоины, вмятины, площадь которых не превышает 4% от общей площади посадочной поверхности при глубине не более 0,3 мм.
2.4.1.11 Изношенные поверхности валов в зависимости от величины и места износа восстанавливать:
- при износе до 0,2 мм - эластомером ГЭН-150 (В);
- при износе от 0,2 до 0,5мм - газопорошковым напылением или
электролитическим осталиванием;
- при износе свыше 0,5мм - газопорошковым напылением или
электронаплавкой.
2.4.1.12 Шпоночные канавки вала, разработанные более допускаемых размеров, восстанавливать электронаплавкой с последующей обработкой поверхности вала до альбомного размера. Новую шпоночную канавку фрезеровать со сдвигом 180°.
2.4.2 Подшипники
2.4.2.1 Все шариковые и роликовые подшипники снять, очистить и
проверить на соответствие требованиям «Технических указаний по ремонту и контролю шариковых и роликовых подшипников вагонов широкой колеи» Р-1171ПКТБв.
Подшипники, соответствующие требованиям Р-1171, разрешается использовать вторично, а не соответствующие требованиям Р-1171 - заменять -новыми.
2.4.2.2 Замену импортных подшипников на отечественные производить в соответствии с Приложением И, а также согласно «Каталогу подшипников, применяемых на пассажирских вагонах постройки ГДР, ВНР, ПНР, СССР и рекомендациям по их замене отечественными подшипниками» №520 ПКБ ЦВ и каталогу «Подшипники качения в оборудовании пассажирских вагонов. Каталог-справочник» №537 ПКБ ЦВ.
- Запрещается использование подшипников с сепараторами из
пластмассы или алюминиевого сплава вместо подшипников с латунными сепараторами согласно указанию МПС №7782 от 22.10.98г.
- Классы точности и марки подшипников, устанавливаемых в
электрические машины отечественного производства, должны соответствовать альбомным чертежам конструкции электрических машин.
2.4.2.5 Съем и постановку подшипников производить без их повреждения и повреждения сопрягаемых деталей.
Постановку подшипников на вал с натягом производить с предварительным подогревом от 80 до 90 С. Для других электрических машин, не имеющих съемной внутренней подшипниковой крышки, постановку подшипника на вал в неразъемном гнезде производить без предварительного подогрева.
2.4.3 Коллектор
- Провести дефектацию коллектора. Ремонт коллектора производить по результатам дефектации в зависимости от технического состояния.
- Исправный коллектор, имеющий ослабление пластин в конусах, нагреть до 110°С, подтянуть нажимную гайку. Окончательную затяжку гайки до полного закрепления коллекторных пластин произвести после пропиточно - сушильных работ.
- Подожженные края коллекторных пластин зачистить от наплывов и заусенцев. Наплывы от поджогов на торцах пластин, на торцах по верху петушков, заусенцы в канавках между пластинами и в других доступных для осмотра местах зачистить.
На изоляции и коллекторных пластинах не допускаются заусенцы, наплывы припоя, пыль или загрязнение.
2.4.3.4 Миканитовый конус осмотреть по поверхности и в местах входа в расточку меди. Видимые части изоляции зачистить.
2.4.3.5Старый бандаж миканитового конуса осмотреть, неисправный заменить. Новый бандаж укладывать плотно, без морщин и просветов, с промазкой дугостойкой эмалью, например марки ГФ-92 ГС или ГФ-92 ХС ГОСТ 9151-75. Бандаж конуса покрыть дугостойкой эмалью, после чего просушить до получения твердой, ровной и гладкой поверхности. Сушку эмали производить одновременно с просушкой обмотки якоря.
2.4.3.6 Забоины, выработку на поверхности коллектора, биение устранить проточкой.
Коллектор протачивать с минимальным съемом металла при подаче от 0,05 до 0,1 мм на оборот и скоростью резания от 0,8 до 0,9 м/с.
Величина биения коллектора на диаметр не должна превышать 0,04 мм.
2.4.3.7 Проточку петушков по диаметру и торцевой поверхности
производить только при необходимости, со съемом металла не более 0,01 мм, при этом геометрическая форма коллектора должна соответствовать альбомным чертежам.
Износ петушка по диаметру и толщине не должен превышать 25% от альбомного размера. При большем износе производить смену коллектора или петушков.
Разрешается производить зачистку петушков напильником с последующей зашлифовкой поверхности.
2.4.3.8 Межламельную изоляцию коллектора продорожить на глубину от 1,5 до 2,0 мм по всей ширине межламельной изоляционной пластины.
Заусенцы с краев коллекторных пластин удалить, снять фаски вдоль краев коллекторных пластин по всей длине пластины. Размер фасок 0,5 мм под углом 45°.
2.4.3.9 Проточенный и продороженный коллектор шлифовать. Чистота обработки поверхности должна быть не ниже альбомной.
2.4.3.10 Разрешается производить замену поврежденных коллекторных или изоляционных пластин на пластины из коллекторов того же типа. После замены произвести проточку, продораживание и шлифовку поверхности коллектора в соответствии с требованиями п.п.2.4.3.6. ..2.4.3.9.
Вновь устанавливаемые пластины должны иметь толщину, отличающуюся от толщины пластин комплекта не более чем на 20%.
2.4.3.11 В случае невозможности ремонта коллекторов на валу или при достижении ими минимально допустимого размера, указанного в Приложении Ж, коллектор снять и заменить новым или отремонтированным.
- Снятый ремонтируемый коллектор разобрать, осмотреть и проверить короб, нажимные шайбы, затяжную гайку. Медные и изоляционные пластины хранить в том же порядке, в каком они были установлены в коллекторе. Изношенные рабочие поверхности восстановить в соответствии с нормами допусков.
- Поверхность шлицев петушков очистить от подгаров, окислений, пятен и облудить припоем марки не ниже ПОС-61 ГОСТ 21931-76.
Полуда петушков коллектора с боковых сторон и торца не допускается.
Наплывы, остатки флюсов и заусенцы зачистить. Погнутые коллекторные пластины выправить.
Новые пластины должны иметь расточку ласточкина хвоста, толщину и другие размеры, соответствующие размерам заменяемых пластин.
2.4.3.14 Межламельные изоляционные пластины, имеющие поджоги,
изломы, перегибы или трещины, заменить.
Отклонения толщины отдельных пластин в комплекте допускаются в пределах 20% номинального размера.
2.4.3.15 Миканитовые конусы, цилиндры осмотреть, имеющие сквозные трещины или распушенные заменить.
Допускается ремонт подклейкой миканита с запечкой, опрессовкой и зачисткой. Подклеенные места должны обеспечивать электрическую и механическую прочность не ниже, чем неповрежденные места.
2.4.3.16 Детали крепления коллектора (нажимные шайбы, затяжные
гайки, короб и т.п.) в случае износа, превышающего нормы допусков
(Приложение Ж), восстановить до альбомных размеров.
- Коллектор собрать, при этом коллекторные пластики и нажимные гайки не должны иметь вибраций при остукивании. Вибрацию устранить затяжкой нажимных гаек по требованию п.2.4.2.2.
После сборки коллектор проточить и статически отбалансировать. Окончательную обработку поверхности коллектора производить в соответствии с требованиями п.п.2.4.3.6...2.4.3.9 после установки его на якорь и укладки обмотки.
2.4.3.19 Отремонтированный с разборкой коллектор испытать напряжением переменного тока частотой 50 Гц:
- на отсутствие замыканий между смежными коллекторными пластинами в течение 1 - 3с напряжением 50В на каждые 0,1мм толщины миканитовой изоляционной пластины;
- на пробой между медью и коробом коллектора в течение 1мин напряжением на 40% выше испытательного напряжения, указанного в Приложении Г.
2.4.3.20 Коллекторы на пластмассе осмотреть, пластмассу протереть бензином. Коллекторы изношенные, имеющие трещины, изломы или другие механические повреждения пластмассы, заменить.
Небольшие отколы наружных кромок пластмассы (глубиной 2-3 мм на длине 3-4 мм) разрешается устранять обработкой надфилем до удаления острых краев, после чего обработанные места зашлифовать шлифовальной шкуркой ГОСТ 10054-82, промыть бензином ГОСТ 1012-72, покрыть бакелитовым лаком ГОСТ 901-78, затем эмалью ГФ-92 ХС ГОСТ 9151-75.
Допускается коллекторы, имеющие подгары пластмассы до 4 мм, заделывать эпоксидным компаундом холодного отверждения с последующей обработкой и затиркой поверхности.
Следы подгара пластмассы зачистить шлифовальной бумагой, промыть бензином, покрыть бакелитовым лаком и дугостойкой эмалью.
Все работы по ремонту комплекта медных и изоляционных пластин производить в соответствии с требованиями п.п.2.4.3.3, 2.4.3.6.. .2.4.3.9, 2.4.3.13.
2.4.3.21 Изготовление и испытание вновь изготовленных коллекторов производить в соответствии с утвержденным техпроцессом.
2.4.4.1 Сердечник якоря осмотреть для выявления дефектов. Заусенцы, забоины, завальцовку и другие повреждения железа сердечника, не влияющие на целостность обмотки, исправить опиловкой и зачисткой. Ослабление запрессовки пакета железа не допускается.
2.4.4.2 Железо сердечника якоря ремонтировать с переборкой листов при наличии:
- ослабления железа или нажимных шайб якоря;
- откола части нажимных шайб, трещин шайб, вырубка и заварка которых невозможна без разборки сердечника;
- расслоения крайних листов железа.
При износе железа сердечника по диаметру свыше допустимого якорь или ротор заменить.
2.4.4.3 При оплавлении активного железа оплавленный участок вырубить до такой глубины, чтобы не осталось спекшихся между собой листов, с удалением заусенцев.
Свободное место после вырубки оплавленного участка или место, образовавшееся после выжига, не должно быть более чем в двух пазах и занимать более 20% длины и высоты паза глубиной в отдельных местах с одной или двух сторон до 15% толщины зуба.
Место, освободившееся после выжига или вырубки, заполнить замазкой из асбестового наполнителя на клеящем лаке или другого аналогичного материала.
После постановки замазки отремонтированный участок покрыть лаком БТ-99 ГОСТ 8017-74.
2.4.4.4 Снятое железо якоря осмотреть. Листы железа, имеющие
сломанные зубцы или трещины у их основания, или не соответствующие чертежам завода-изготовителя, заменить. Листы железа, имеющие ржавчину, очистить, окрасить лаком БТ-99 и просушить.
2.4.4.5 Допускаются в сборку листы железа, имеющие выжиг в одном пазу не более, чем на 15% толщины зуба. При сборке листы с выжигом перекрывать двумя целыми листами. Общее количество листов железа якоря с выжигами, включая переложенные между ними исправные листы, должно быть не более 40%.
- Нажимные шайбы, имеющие трещины, не поддающиеся двух сторонней заварке, или отколы, заменить.
- Сердечник якоря после ремонта собрать. Опрессовку сердечника производить под давлением от 10•105 до 12•105 Па.
Биение собранного сердечника и его размеры должны соответствовать чертежам завода - изготовителя.
Допускается склеивание или точечная сварка крайних листов сердечника.
Заусенцы или выступание листов на боковых поверхностях пазов устранить, паз зачистить.
2.4.5 Обмотка якоря
2.4.5.1 Бандажи осмотреть, имеющие недопустимые повреждения, заменить. Неисправные металлические бандажи генераторов и двигателей рекомендуется заменять стеклобандажами в соответствии с действующей ремонтной документацией. Укладку постоянных бандажей производить по окончании ремонта обмотки.
2.4.5.2 Металлические бандажи заменять при наличии:
- ослабления;
- нарушения пайки;
- механических повреждений;
- поджога витков или соединительных скобочек;
- окисления бандажной проволоки;
- сдвига, обрыва зажимных скобочек или конца витка в замке.
Прочные бандажи, не потерявшие полуду, без ржавчины, не имеющие
нарушения в спайке витков или соединительных скобочках, поправить дополнительной пропайкой.
При ремонте и замене металлических бандажей запрещается:
- остукивать их над пазом при проверке ослабления бандажей;
- производить зачистку бандажей инструментом, наносящим поперечные риски на проволоке;
- оставлять выступающие над поверхностью бандажа концы витков в замке;
- производить намотку бандажей без контроля по динамометру.
2.4.5.3 Укладку постоянных металлических бандажей производить на подбандажную изоляцию в соответствии с чертежами, при этом величина натяжения бандажей должна соответствовать указаниям таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Диаметр бандажной
проволоки, мм |
Усилие натяжения проволоки при
намотке, Н |
0,6
0,8
1,0
1,2
1,5
2,0
2,5 |
400
400...500
500...600
650...800
1000... 1200
1800...2000
более 2000 |
Для бандажировки применять бандажную луженую проволоку ГОСТ9124-85.
2.4.5.4 Металлические бандажи после намотки пропаять припоем марки не ниже ПОС-40 ГОСТ 21931 -76.
При пайке бандажей не допускать:
- прогара бандажной изоляции;
- попадания припоя в обмотку;
- контакта между бандажом и железом якоря;
- капель и сплесков припоя и флюса на поверхности бандажа и других местах.
Пропайку бандажей производить до полной спайки по всей длине рядом лежащих витков. Выступ припоя выше бандажной проволоки не допускается.
2.4.5.5 Стеклобандажи заменять при наличии:
- ослабления;
- глубоких (свыше 0,8 толщины бандажа) или сквозных продольных трещин;
- поперечных трещин.
Разрез стеклобандажей при снятии производить в месте установки специальной подбандажной прокладки.
Стеклобандажи, не имеющие повреждений, протереть техническими салфетками.
2.4.5.6 Укладку новых стеклобандажей производить из стекло-
бандажной ленты марки ЛСБ-F ТУ 16-90 ИЗ7.003.03 ТУ в соответствии с действующей ремонтной документацией.
2.4.5.7 У обмотки проверить:
- внешним осмотром исправность изоляции и прочность пазовых клиньев;
- концы секций около петушков и петушки на отсутствие повреждений и эрозии;
- отсутствие межвитковых замыканий, обрыва проводников и состояние пайки петушков.
2.4.5.8 При пониженном сопротивлении изоляции произвести сушку обмоток до установившегося значения при температуре, зависящей от класса изоляции обмоток, но не ниже 110°С.
В случае, если величина сопротивления изоляции после сушки не возрастает, обмотку перемотать.
2.4.5.9 Качество пайки петушков проверить осмотром мест пропайки и измерением падения напряжения милливольтметром или другими приборами.
2.4.5.14 Секции обмотки якоря после формовки должны иметь конфигурацию, толщину, размеры радиусов изгибов и длину лобовых и пазовых частей в соответствии с чертежами; отформованные секции не должны иметь трещин, волнистости и заусенцев.
- Концы новых и старых шин облудить. Луженая поверхность должна быть без почернения и просветов.
- Новую изоляцию шинной секции выполнять в соответствии с чертежами завода-изготовителя и технологическим процессом. Изоляцию накладывать без морщин, с тугой утяжкой и опрессовкой. Края изоляции всех секций около петушков должны быть на одном уровне, размеры и форма отремонтированных секций должны соответствовать чертежам завода - изготовителя.
- Новую шинную секцию выполнять в соответствии с чертежами завода - изготовителя, утвержденным техпроцессом и техническими условиями. Шинные секции изготавливать из меди ГОСТ 434-78.
- Якорь подготовить к укладке. Обдуть от пыли, остатков старой изоляции, окрасить лаком БТ-99 ГОСТ 8017-74, уложить пазовую изоляцию.
Для якорей, сердечники которых проходили ремонт, указанный в разделе 2.4.4, окраску лаком произвести по окончании ремонта сердечника.
2.4.5.19 В процессе выполнения обмотки якоря необходимо обеспечить:
- точное размещение обмотки относительно нейтрали с соблюдением шага по железу и коллектору;
- плотную укладку секций на изоляцию в лобовых и пазовых частях обмотки;
- равномерное расположение концов секций около петушков без резких перегибов при выходе из пазов;
- одинаковое по всей окружности якоря расстояние от петушков до изгиба секций;
- равномерное и плотное расположение по окружности изогнутых лобовых частей секций;
- плотную укладку изоляции между слоями секций;
- равномерную плотную осадку секций в шлицах петушков коллектора.
2.4.5.20 При выполнении обмотки оставлять неизолированными концы секций при входе в петушки на длине от 1 до 3 мм.
Запрещается закладка изолированной или загрязненной части секции в шлицы петушков.
2.4.5.21 При укладке обмотки в якорь с прямоугольными пазами произвести осадку обмотки.
Осадку обмотки якоря производить один раз до первой пропитки при температуре нагрева не ниже 80°С. Временный бандаж укладывать так, чтобы общее его давление было не меньше давления постоянного бандажа.
Осадка секций должна быть равномерной и плотной по всей длине.
- После укладки и осадки обмотки до пайки коллектора проверить электрическую прочность изоляции переменным током 50 Гц в течение 1 мин при напряжении, превышающем на 20% испытательное напряжение для окончательно отремонтированной машины, указанное в Приложении Г.
- Концы шин секций пропаивать в петушках после осадки секций и после проверки их на витковое замыкание. Пайку производить припоем марки не ниже ПОС-61 ГОСТ 21931-76. На пропаянном коллекторе не допускаются щели и неплотности в шлицах петушков.
Качество пайки проверить визуальным осмотром и измерением падения напряжения. Относительное падение напряжения между соседними пластинами коллектора не должно превышать 10% от средней величины замеров.
2.4.5.24 Якоря, не прошедшие режим сушки в соответствии с указаниями п.2.4.5.8, а также перемотанные якоря, просушить перед пропиткой в сушильной печи при температуре, зависящей от класса изоляции, но не ниже 110°С от2 до 4 ч.
По окончании сушки якорь охладить на воздухе до 60...70°С, после чего пропитать.
Якоря, прошедшие режим сушки в соответствии с указаниями п.2.4.5.8, перед пропиткой нагреть от 60 до 70°С.
2.4.5.25 Якорные обмотки пропитать в нагретом состоянии:
- для якорей, не проходивших перемотки - один - два раза;
- для якорей, прошедших полную или частичную перемотку - не менее двух раз.
Якорные обмотки вагонных генераторов рекомендуется пропитывать вакуум - нагнетательной пропиткой. Пропитку производить в соответствии с действующей ремонтной документацией.
Пропитанные обмотки не должны иметь воздушных мешков. Излишки лака удалить центробежным разбрызгиванием или стеканием.
2.4.5.26 Пропиточный лак должен соответствовать классу нагре-
востойкости изоляции машины. Классы нагревостойкости изоляции машин указаны в Приложении К, рекомендуемые марки пропиточных лаков - в Приложении Л.
Запрещается пропитывать обмотки якорей вагонных генераторов битумно - масляными лаками (например БТ-980; БТ-987 ГОСТ 6244-70).
Соответствие пропиточного лака всем требованиям технических условий или стандартов проверять еженедельно, вязкость лака проверять ежедневно перед пропиткой каждой партии. Электрическая прочность лаков не нормируется.
2.4.5.27 Сушку обмоток производить в сушильной или вакуумной печи со строгим соблюдением температурного режима.
По окончании сушки проверить величину сопротивления изоляции мегаомметром на 500 В. Наименьшая величина сопротивления изоляции при
температуре 100-110°С должна быть не ниже:
- 1 МОм для машин с напряжение до 100 В;
- 2 МОм для машин с напряжением свыше 100 В.
При пропитке обмоток термореактивным лаком ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 минимальная величина сопротивления изоляции при температуре от 100 до 120°С должна быть не ниже 1 МОм.
При пониженной величине сопротивления изоляции сушку продолжать до получения установившегося значения сопротивления изоляции.
2.4.6 Вентилятор
2.4.6.1 Поврежденные силуминовые вентиляторы, как правило, заменяются новыми.
Допускается ремонт поврежденных вентиляторов заваркой трещин, не захватывающих область посадочного места, газовой сваркой в аргоне.
2.4.6.2 Стальные вентиляторы проверить на отсутствие трещин. Лопатки, имеющие трещины, срезать полностью, на их место приварить новые.
Запрещается устанавливать вентиляторы с разработанными отверстиями под крепящие болты.
2.4.6.3 Вентиляторы устанавливать в соответствии с чертежами и с соблюдением величины натяга, указанной в нормах допусков (Приложение Ж); при отсутствии на отдельные вентиляторы указанных норм натяг выдерживать в соответствии с чертежами завода - изготовителя.
2.4.7 Якорь в сборе
2.4.7.1 Якорь после ремонта механической части, пропитки изоляции, обработки коллектора динамически отбалансировать с установкой необходимых балансировочных грузов в соответствии с указаниями альбомных чертежей. При отсутствии указаний в чертежах балансировку произвести в соответствии с РД 16.483-88 или действующей ремонтной документацией.
Якоря машин мощностью до 0,5 кВт разрешается динамически не балансировать.
2.4.7.2 На отремонтированном якоре проверить:
- соответствие размеров якоря нормам;
- состояние поверхности и биение шеек и конусов вала относительно оси вала;
- исправность резьбы вала;
- состояние рабочей поверхности и продорожки коллектора, наличие фасок вдоль коллекторных пластин;
- исправность и качество пайки коллектора;
- прочность затяжки нажимной гайки коллектора;
- состояние и прочность бандажей и клиньев обмотки;
- отсутствие виткового замыкания и обрыва обмотки.
2.4.7.3 Электрическую прочность изоляции якорей испытать переменным током 50Гц в течение 1 мин напряжением, указанным в Приложении Г. Величина испытательного напряжения должна плавно повышаться и достигнуть максимума за 15 - 20 с, после чего производится отсчет времени.
2.4.8 Щеточный механизм
2.4.8.1 Щеточный механизм осмотреть, щеткодержатели разобрать,
очистить, негодные детали заменить или отремонтировать.
Исправные детали промыть в бензине и протереть насухо. Токоведущие болты, винты, гайки, шайбы, имеющие повреждения резьбы или нарушение антикоррозионного покрытия, заменить.
2.4.8.2 Заменить нажимные пальцы с трещинами, отгарами конца, с
изношенными отверстиями под храповик, гибкие шунты щеткодержателей с обрывом более 5% жил. Размеры гибких шунтов должны соответствовать альбомным размерам.
Пружины слабые, поломанные или с трещинами заменить новыми. Антикоррозионное покрытие старых деталей восстановить в соответствии с чертежами завода - изготовителя.
2.4.8.3 Корпуса щеткодержателей с трещинами или неустранимым
износом гнезд под щетки заменить. Неравномерную выработку в щеточных гнездах корпусов щеткодержателей устранить обработкой.
Размеры гнезд должны соответствовать нормам допусков (Приложение Ж) или чертежам завода - изготовителя. Восстановление размеров окна обжатием корпуса не допускается.
2.4.8.4 Разработанные отверстия в корпусе щеткодержателя восстановить гальваническим способом с последующей механической обработкой.
2.4.8.5 Отремонтированные траверсы щеткодержателей испытать на электрическую прочность изоляции переменным током частотой 50Гц в течение 1 мин напряжением, превышающим на 20% напряжение, указанное в Приложении Г.
2.4.8.6 Величины зазоров собранного щеткодержателя между щетками и гнездами под щетки и усилия нажатия нажимных пальцев должны соответствовать техническим данным машины, указанным в Приложении М.
Нажимные пальцы не должны иметь заеданий при подъеме и опускании, не должны касаться боковых стенок и вырезов в стенках щеткодержателей.
2.4.9 Подшипниковые щиты и крышки
- Подшипниковые щиты и крышки очистить от грязи и осмотреть для выявления трещин и других дефектов. Проверить отверстия под выпрессовочные и крепящие болты, размеры щита на соответствие их нормам допусков и износов. Трещины щита, не распространяющиеся на гнезда подшипников до посадочной поверхности, и трещины в крышке, не захватывающие область лабиринтного уплотнения, разрешается заваривать.
- Изношенные и не соответствующие нормам посадочные поверхности щитов под посадку в остов, гнезда для подшипников, траверс щеткодержателей, резьбовые и проходные отверстия щитов и крышек восстановить с последующей обработкой до размеров, соответствующих чертежам завода - изготовителя.
2.4.9.3 Изношенные посадочные поверхности под подшипник, в зависимости от величины износа, восстанавливать:
- при износе не более 0,2 мм - эластомером ГЭН-150 (В), допускается напыление цинка после дробеструйной обработки или методом электроискрового восстановления;
- при износе от 0,2 до 1,0 мм - восстановление методом электролитического осталивания или газопорошкового напыления;
- при износе свыше 1 мм - постановкой втулок.
Нанесение покрытий производить на обработанную и обезжиренную поверхность в соответствии с установленной технологией.
Для запрессовки втулок расточить посадочную поверхность с таким расчетом, чтобы толщина стенок втулки после окончательной обработки была не менее 2 мм. Втулки в подшипниковое гнездо должны запрессовываться на посадке с предварительным подогревом подшипникового гнезда.
2.4.9.4 Изношенные посадочные поверхности под горловину остова восстанавливать:
- при износе не более 1,0 мм - электролитическим осталиванием;
- при износе стальных щитов свыше 1,0 мм - электронаплавкой.
При износе щитов из алюминиевого сплава свыше 1,0 мм - щиты заменить новыми.
2.4.9.5 Внутренние поверхности щитов окрасить эмалью марки ГФ-92 ХС ГОСТ 9151-75.
2.4.10 Корпус остова
2.4.10.1 Остов очистить и осмотреть. Проверить размеры рабочих поверхностей на соответствие нормам допусков, указанным в приложении Ж. Поверхности, имеющие износы больше допустимых, восстановить до альбомных размеров.
2.4.10.2 При ремонте остовов электрических машин разрешается
заваривать:
- трещину - не более чем в одной опоре (лапе) крепления электрической машины (только при нижнем, горизонтальном расположении опорной поверхности - лапы);
- трещины не более 200 мм в остове;
- трещины по сварным швам в сварных остовах;
- разработанные резьбовые отверстия остовов.
Разрешается наплавлять изношенные поверхности в любой части остова.
2.4.10.3 Разработанные отверстия в местах крепления к вагону или под валики подвески рассверлить до ремонтного размера (приложение Ж). При невозможности сверления отверстия наплавить и рассверлить до альбомного размера.
2.4.10.4 Негодные резьбовые и проходные отверстия для крепления
щитов перенарезать или рассверлить до ремонтного размера.
При невозможности перенарезания или рассверловки - восстановить электронаплавкой и обработать до альбомного размера.
2.4.10.5 Изношенные посадочные поверхности под подшипниковые щиты восстанавливать:
- при износе не более 1,0 мм - электролитическим осталиванием;
- при износе стальных остовов свыше 1,0 мм - электоронаплавкой;
- при износах остовов из алюминиевого сплава свыше 1,0 мм - наплавкой в среде аргона.
2.4.10.6 Внутренние поверхности остова, кроме мест под сердечник,
покрыть изоляционным лаком или эмалью ГФ-92ХС ГОСТ 9151-75.
2.4.11 Сердечники полюсов
2.4.11.1 Сердечники должны быть прочно скреплены. Расслоение листов, трещины, ослабление и излом в боковинах не допускаются. Допускаются неглубокие вмятины и небольшие искривления листов сердечника при сохранении размеров и прочности полюса.
Опорная поверхность должна быть чистой, без выступов и заусенцев. Углы в местах посадки катушек должны быть ровными с радиусами закругления, соответствующими чертежам завода - изготовителя.
2.4.11.2 Неисправная резьба в железе сердечника полюса при отсутствии дефектов, требующих переклепки сердечника, ремонтируется ввертыванием втулок в рассверленные и нарезанные отверстия с врезкой в них отверстия под болт в соответствии с чертежами завода - изготовителя.
2.4.12 Полюсные катушки
2.4.12.1 У полюсных катушек проверить:
- отсутствие повреждений и качество изоляции внешним осмотром;
- отсутствие повреждений выводных проводов;
- величину сопротивления изоляции;
- величину сопротивления катушек;
- отсутствие межвиткового замыкания и замыкания на корпус.
По окончании проверки неисправные полюсные катушки снять.
2.4.12.2 Выводные провода и их наконечники проверить на отсутствие поджогов и повреждений изоляции.
Провода короткие, наращенные, с перетертой, хрупкой или потрескавшейся изоляцией заменить.
Наконечники с трещинами или обгорелые заменить. При наличии обрыва токоведущих жил наконечники перепаять.
2.4.12.3 Величина сопротивления изоляции катушек относительно
корпуса, измеренная мегаомметром на 500В, должна быть не менее 0,5МОм для машин с напряжением до 100В и не менее 1,0МОм для машин с напряжением свыше 100В.
При пониженном сопротивлении изоляции катушки просушить при температуре, зависящей от класса изоляции, но не ниже 110°С.
В случае если величина сопротивления изоляции после сушки будет ниже нормы, заменить корпусную и покровную изоляцию катушек.
2.4.12.4 Величина сопротивления катушек не должна отличаться от нормы, приведенной в Приложении М, более чем на ±10%.
2.4.12.5 Катушки из обмоточного провода при наличии обрыва, межвиткового замыкания, пересохшей оплетки или повреждения изоляции провода заменить новыми.
2.4.12.6 Катушки, намотанные из шинной меди и имеющие межвитковое замыкание или поврежденную межвитковую изоляцию, разрешается перематывать частично. Допускается исправление витковых замыканий на прямой части без перемотки.
На прямолинейной части витков катушек при их перемотке и ремонте разрешается сращивание медных шин сваркой или пайкой латунным припоем. Количество таких соединений на одну катушку не должно превышать четырех.
- Вновь изготовленные катушки по своим параметрам и габаритным размерам должны соответствовать чертежам завода - изготовителя.
- У перемотанных катушек проверить отсутствие межвитковых замыканий, величину сопротивления, качество пайки выводных проводов.
- Полюсные катушки пропитать или компаундировать вместе с покровной изоляцией.
Перед пропиткой просушить, затем пропитать в лаке, после пропитки высушить.
Пропитку и сушку производить, как указано в п.п.2.4.5.24, 2.4.5.27.
2.4.12.10 Выводные провода катушек изолировать в соответствии с нормалью ПКБ ЦВ Н-015-69. Готовые катушки покрыть эмалью ГФ-92 ХС ГОСТ 9151-75.
2.4.13 Остов в сборе
2.4.13.1 Снятые полюсные катушки смонтировать в остове. Крепление катушек с сердечником к остову производить с натягом на усадку катушек по высоте и регулировать постановкой прокладок.
Окончательную затяжку полюсов болтами для машин мощностью более 20кВт производить при нагретых от 70 до 100°С катушках.
Замер расстояния между полюсами производить штихмассом или специальными приспособлениями; величина расстояния должна соответствовать указанной в Приложении М.
2.4.13.2 Монтаж межкатушечных соединений в остове выполнить без резких перегибов провода, наконечники прочно скрепить болтами с постановкой контргайки или пружинной шайбы.
Межкатушечные соединения изолировать.
Провода межкатушечных соединений прочно закрепить.
- У смонтированных в остове катушек проверить полярность, сопротивление катушек, сопротивление изоляции и испытать на электрическую прочность изоляции.
- Величина сопротивления катушек должна соответствовать альбомной (Приложение М).
2.4.13.5 Величина сопротивления изоляции катушек относительно корпуса остова должна быть не ниже 1,0МОм для машин на напряжение до 100В и не ниже 2,0 МОм для машин на напряжение свыше 100В.
2.4.13.6 Проверку электрической прочности изоляции катушек в остове производить переменным током 50Гц в течение 1 мин напряжением на 10% выше указанного в Приложении Г.
2.4.14 Обмотки асинхронных двигателей
2.4.14.1 Обмотки обдуть от пыли сухим сжатым воздухом и осмотреть, проверить механическую прочность изоляции обмоток, целостность изоляции между фазами и относительно корпуса, величину сопротивления каждой фазы, отсутствие межвиткового замыкания.
В случае обнаружения неисправностей обмотки перемотать новым проводом. Разрешается производить частичную перемотку.
2.4.14.2 Класс и размеры пазовой изоляции, диаметр, марка и класс изоляции обмоточного провода, применяемого при перемотке, должны соответствовать паспортным данным двигателя.
- После укладки и осадки обмотки проверить на отсутствие
межвиткового замыкания и замыкания на корпус. Крепление обмотки в пазах производить согласно чертежам завода- изготовителя.
- Соединения катушек обмотки, а также соединения обмотки с выводами производить пайкой или сваркой угольными электродами. Применение холодной скрутки запрещается.
Места соединений изолировать.
Величина сопротивления фазы должна отличаться от номинальной не более чем на ±10%.
- Обмотку испытать напряжением на 10% больше указанного в Приложении Г в течение 1 мин частотой 50 Гц.
- Обмотки просушить, пропитать и снова просушить в соответствии с требованиями п.п.2.4.5.24, 2.4.5.27.
Обмотки электродвигателей, встроенных в хладоновые компрессоры, пропитать бакелитовым лаком "А", ЛБС-2 ГОСТ 901-78 или другими аналогичными лаками с последующим нанесением клея БФ-2 ГОСТ 12172-74.
После сушки проверить величину сопротивления изоляции мегаомметром на 500В. Величина сопротивления изоляции должна быть не ниже 1,0 МОм.
2.4.14.7 Электрическую прочность обмоток испытать в соответствии с указаниями Приложения Г.
2.4.15 Шкивы и муфты
2.4.15.1 Шкивы и муфты с вала снять, очистить.
Проверку и ремонт шкивов и муфт производить в соответствии с документом «Редукторно-карданные приводы вагонных генераторов пассажирских ЦМВ. Руководство по ремонту. Л2.0003/12-4694 РВ.
2.4.16 Элементы крепления на вагоне и предохранительные устройства
2.4.16.1 Места установки блоков подвески электрических машин на концевой балке тележки или поперечных и вспомогательных балках на раме вагона проверить визуальным осмотром.
В случае трещин в указанных местах или разработки отверстий их наплавить в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке узлов и деталей при ремонте пассажирских вагонов ЦЛ-201-03, с последующей обработкой до чертежных размеров.
2.4.16.2 Болты крепления электрических машин очистить, осмотреть, проверить калибром не ниже 8-й степени точности ГОСТ 17763-72, дефектоскопировать магнитопорошковым контролем на отсутствие трещин.
Болты и гайки, имеющие трещины, отколы, изношенную или помятую резьбу, заменить новыми, изготовленными из стали марки 40Х ГОСТ 4543-71. На торце головки болта должно быть клеймо «40X» высотой 0,5 мм.
Повторное применение шплинтов не допускается.
- Амортизаторы подвески электрических машин при всех видах капитального ремонта заменить новыми.
- При деповском ремонте амортизаторы подвески с изношенными или треснувшими тарелями, с просевшими, изношенными или разорванными резиновыми вкладышами заменить новыми.
Проверку установленных для амортизаторов размеров производить по документации завода-изготовителя.
2.4.16.5 Предохранительные устройства электрических машин очистить и осмотреть - разорванные или с трещинами заменить исправными или новыми.
Величина зазора между внутренними поверхностями предохранительных устройств и корпусом электрических машин должна соответствовать чертежным размерам.
2.4.16.6 Натяжное приспособление генераторов ТКП разобрать, очистить от грязи, неисправные натяжные и рычажные пружины, винты и гайки заменить новыми в соответствии с документом «Редукторно-карданные приводы вагонных генераторов пассажирских ЦМВ. Руководство по ремонту Л2.0003/12-4694РВ. |